Эзоп – древнегреческий баснописец 6 века до нашей эры. ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен. в многочисленных рукописях 10 – 15 веков сохранились свыше 300 басен с краткими “моралями”.персонажи, главным образом животные, откровенно условны. повествование сжато и прямолинейно. язык прост и близок к разговорному. а примере басни "волк и ягнёнок": басня эзопа басня крылова прозаическая поэтическая структура одинакова композиция эзоп: сюжетная часть мораль - нейтральные -конфликт зла и справедливости крылов: мораль сюжетная часть - эмоциональные конфликт неравенства: власти и зависимости эзоп использует нейтральные глаголы и существительные: “начал попрекать”, “сказал”, “ответил”, ит. д. крылов использует глаголы и существительные, содержащие яркую эмоциональную оценку персонажей: “как смеешь ты, наглец”, “нечистым рылом”, “голову с тебя сорву”, “когда светлейший волк позволит”, “и гневаться напрасно он изволит”, и т. д. лягушки, просящие царя название басни (1809) и. а. крылова (1768—1844). сюжет баснописец заимствовал из одноименной басни жана лафонтена, который, в свою очередь, взял его у легендарного баснописца древней греции эзопа (vi в. до н. э.) . начало басни и. с. крылова: лягушкам стало неугодно правление народно, и показалось им совсем не благородно без службы и на воле жить. чтоб горю пособить, то стали у богов царя они просить. у эзопа: сначала юпитер послал лягушкам обыкновенное бревно – «осиновый чурбан» , но через три дня лягушки в нем разочаровались, поскольку это царь был совсем не грозен — «терпит всё по милости своей» . и они направили на олимп новое «челобитье» , чтоб им юпитер в их болотную державу дал подлинно царя на славу! молитвам теплым их внемля, послал юпитер к ним на царство журавля. царь этот не чурбан, совсем иного нрава: не любит народа своего; он виноватых ест, а на суде его нет правых никого; с утра до вечера их царь по царству ходит и всякого, кого ни встретит он, тотчас засудит и проглотит.. цитируется как ироническая характеристика тех, кто ждет, чтобы все общественные проблемы были решены какой-либо внешней силой, кто ждет «твердой руки» , «доброго царя» . может служить отчасти аналогом некрасовской строки - вот приедет барин — барин нас рассудит.
Вне меньшей степени, чем грэй, ассоль внушает веру в успех, несет горение удачи. в душе грэя уживались два человека. и в душе ассоль жили две ассоль, «перемешанных в замечательной прекрасной неправильности» . одна была дочь матроса, ремесленника, умевшая мастерить игрушки, прилежно шить, стряпать, мыть полы. другая, та, которую грин называл живым стихотворением «со всеми чудесами его созвучий и образов» , сама была воплощением поэзии. трепеща и волнуясь, жила ассоль в ожидании чуда. и в этой взаимности теней и света, в этой прекрасной неправильности была, как и у грэя, своя правильность, было присущее им обоим высокое искусство преображать мир, вдохновенно совершать множество удивительных открытий «эфирно-тонких» , «невыразимых» , «но важных, как чистота и тепло» . все, что видела ассоль вокруг себя, все, чем жила, становилось «кружевом тайн в образе повседневности» . самый звук ее имени, столь же странный и непривычный для слуха, предвещал встречу с существом, не похожим на других. в чем же источник очарования ассоль? грин не собирается задавать нам загадок на сей счет. столько в ее душе чистоты, непосредственности, естественности, такая готовность видеть мир глазами, в которых не остается ничего взрослого, — большими глазами ребенка, что вместе с нею мы проникаемся ожиданием прекрасной неизвестности. другу своему, угольщику филиппу, ассоль вдохновенно обещает, что однажды, когда филипп будет заваливать свою корзину углем, она превратится в благоухающий куст. и филиппу и впрямь начинает мерещиться, что из старых прутьев поползли почки и брызнули по корзине листья. трепеща и волнуясь, уходит ассоль на берег моря, напряженно высматривая на горизонте белый корабль с алым парусом. и мы тоже, не веря, что верим, дожидаемся его появления. «эти минуты были для нее счастьем, — написал грин о своей героине, — нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния» . и какое же торжество над прозаическим, грубым, одномерным, плоским и обывательским представлением о жизни, лишенным всякого полета фантазии, испытывает вместе со своими героями автор книги, когда на глазах у потрясенных жителей каперны вдруг возникает корабль с теми самыми парусами, имя которых до сих пор звучало, как издевательство. героиня «алых парусов» в свое время показалась некоторым критикам книги персонажем хотя и поэтическим, однако пассивным, бездеятельным. такой грину адресовали не раз. так ли уж он справедлив? грэю даны силы, возможности, желание воплотить в жизнь мечту ассоль. но вспомним, что никто другой, как ассоль и вдохновила грэя на его поступок! ассоль грэю понять одну нехитрую истину. понять и в ней увериться: надо делать так называемые чудеса своими руками. и может быть, именно поэтому грэй и не захотел никого другого, кроме ассоль. образ и характеристика ассольвторым главным героем в повести представлен артур грэй, который родился в богатой семье, и у него то же была своя мечта – стать капитаном и он стал им. в 15 лет он пошел на судно простым матросом и в течение времени плавания капитан корабля обучал артура разным морским наукам. после четырёх лет плаваний, вернувшись домой, артур взял у родителей крупную сумму денег для приобретения собственного корабля. и с этого момента он плавал по морям и океанам капитаном. и однажды во время своего очередного путешествия артур встретил ассоль, которая ему понравилась. и узнав о её мечте, он решил и исполнил её.