4. В чем странность образа Павла Петровича Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
5. Что лучше: быть «сильной личностью» (как Базаров и Павел Петрович) и несчастным – или «ручным» (как Николай Петрович, Аркадий, Катя, Фенечка) и счастливым? Или такая дилемма вообще надуманна?
6. Чья точка зрения и по какому вопросу обсуждения вам ближе в дискуссии современных литературоведов, гуманитарной интеллигенции: Литературный критик, писатель – П. Басинский; писатель, поэт, журналист, сценарист – Д. Быков; режиссёр – К. Богомолов; доктор филологических наук, профессор МПГУ – И. Минералова? (Существует мнение, что это роман о любви. Насколько справедлива такая трактовка романа? Тургенев ввел впервые термин «нигилизм». Это понятие присуще только русскому или мировому сознанию тоже? Прав ли К. Богомолов, считая, что роман Тургенева о не востребованности? Человеческое измерение более глубоко, чем идеологическое. Справедливо ли данная мысль? Почему Одинцова отвергает Базарова? Существует ли конфликт поколений? Откуда в Базарове нигилизм? Возможен ли такой тип – Базаров – в современном мире?)
Павел Петрович — один из тех дворян, которые, по словам самого Тургенева, составляли «сливки» дворянского общества. Писатель отмечает его «безукоризненную честность», «заступничество за крестьян», щедрость — и в то же время с тонкой иронией показывает несостоятельность барских «принсипов» своего героя
Основная проблема отношений родителей и их отпрысков в романе (как в семье Кирсановых, так и в семье Базаровых) базируется на том, что молодежь уже готова к радикальным переменам в политике и обществе, желает жить по своим принципам, а люди старой закалки уже не могут быть настолько гибкими, им сложно при к стремительно меняющейся жизни, принять новые правила.
начале 90-х в русскоязычной литературе случилась переполюсовка. Определение «отечественная», по понятным причинам, на время вышло из употребления, гранды советской литературы — растерявшиеся и растерявшие партийных покровителей — пропустили вперед себя новые, малоизвестные и неизвестные прежде дарования. И хоть толстые журналы, в большинстве случаев, продолжали публиковать перестроечные портфели и литературу русских и советских эмигрантов, понятно было, что интерес читающей публики сместился в сторону новой, отвечающей запросам изменившегося времени литературы.