45. прочитайте отрывок из дикторского текста, который звучит в учебном
кинофильме «как я однажды». какие особенности, характерные для устной ре-
чи, использованы сценаристом?
«это был урок, урок на всю жизнь. вы думаете, это тим? нет, нет,
посудите сами. мне шестьдесят лет, а жизнь собаки коротка (они жи-
вут всего двенадцать — пятнадцать лет). так что это, это праправнук
того тима».
а теперь посмотрите фрагмент из фильма. понаблюдайте за речевым пове-
дением рассказчика (роль его исполняет м.а. глузский). конечно же, он вос-
производит то, что написано в сценарии. на почему же создается впечатление
того, что это живая, «говоримая» речь? как м.а. глузский имитирует ее? как
усиливает те элементы устной речи, которые заложены в сценарии?
(Боялся, что сын не выдержит пыток, желал для него более легкой и быстрой смерти, чем на костре) .
- Почему вересковый мёд для старика “святая тайна”?
(потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ) .
- Во имя чего совершает свой подвиг старик?
(во имя сохранения памяти предков, во имя верности своей Родине) .
- “Вересковый мёд” - . Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к этому жанру?
(он писал о легендарных исторических временах Шотландии, подражая народному эпосу. Выразить идею верности Родине ему показалось легче в таком жанре, как ) .
- Мы уже вспоминали сегодня, что такое . Найдите черты в “Вересковом мёде”.
(исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка) .
- Так о чём же заставляет задуматься это произведение?
(о мужестве и смелости, о жестокости сердца, о сохранении святой тайны, и т. д.) .
Эти же мысли и чувства владели и Стивенсоном, когда он услышал впервые историю покорения пиктов, а затем переложил её на литературный лад. Чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей, чтобы каждый задумался над такими пороками, как жестокость, гнев, злоба, к чему они могут привести.
Вопрос: Как вы относитесь к поступку отца? Что вызывает у вас в душе
поступок героя: осуждение или восхищение?
Задача не в том, чтобы найти “правильный” ответ, а в том, чтобы показать сложность и противоречивость жизни, необходимость страшного выбора перед которым порой жизнь ставит человека, трагизм этого выбора.