5. перечитайте строки, ставшие гимном лицейскому братству.
как они соотносятся со стихотворением «разлука» и стихотворе
нием «царское село»?
6. объясните слова поэта о том, что пущин превратил день
изгнанья в день лицея.
7. что общего между лирическим героем и дельвигом? поче-
у поэт называет его одним из ближайших своих друзеи:
8. прочитайте слова о природе творчества и постарайтесь их
объяснить.
9. кому посвящает поэт слова: за что он
наставников?
10. как вы думаете, почему пушкин поднимает бокал за царя,
который был виновником его ссылки и одиночества? какое
оправдание находит поэт?
11. какая тема появляется в финале стихотворения? с чем она
связана?
12. с какой целью, на ваш взгляд, в двух заключительных стро-
фах упоминается о последнем лицеисте? как вы думаете, кому тя-
желее переносить одиночество в день лицея и почему?
13. каким образом удалось лирическому герою преодолеть своё
одиночество?
14. какой теме, по-вашему, посвящено всё стихотворение? от-
вет аргументируйте,
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче.. . погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
257
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.