Пушкин недолго пробыл в покорной, так сказать, фазе . он даже стал (в “ пугачева”), чтобы , а не только ей подчиняться. если верить марине цветаевой, народ не сложил песен про пугачева. народ был прав: слишком мрачная это была фигура, как показало исследование пушкина. и слишком неутешительные должны были бы получиться выводы, если б просто подчиниться открытию причин народного восстания, возглавленного пугачевым. причины эти были - непримиримые классовые интересы сословий дворян и крестьян (пушкин, правда, термин “классовые” не применил, но суть-то узрел) . а он бы хотел консенсуса в сословном обществе. и обольщаться, уж в который раз, тоже не хотел. вот он в “капитанской дочке” фантастической доброты и пугачева, и екатерины ii к главному герою, гриневу, и поручил изложить этому довольно недалекому человеку - гриневу. он “произнес” свою мечту о консенсусе, и в то же время его нельзя назвать утопистом. те, кто скажет, что россия всегда опасна, особенно для соседей, потому хотя бы, что все еще слишком велика и потому что народ ее все еще к самосознанию, те будут нынче не правы. не правы потому, что нынче весь мир, включая и россию, и украину, стоит перед вызовом в лице, так сказать, сша подчиниться . а за американизируются и народы земли. вот откуда теперь исходит угроза украинской самобытности, а не от россии. и, может, стоит у пушкина поучиться тому, как под конец жизни он бросил вызов ?
Некрасов написал стихотворение в начале 1864 года. В мае того же года он попытался пройти цензуру, но безуспешно. Воодушевлённый новым законом, отменившим предварительные цензурные процедуры, но ужесточившим наказание за фактические публикации, он опубликовал стихотворение «Железная дорога» в выпуске № 10 «Современника» за 1865 год. В тот же день, 24 ноября, цензор Еленев прислал руководителям журнала циркуляр с осуждением «предосудительной природы» стихотворения. После специального заседания Совета по делам печати и издательства в конце ноября, министр внутренних дел Пётр Валуев 4 декабря передал «Современнику» второе уведомление, в результате чего журнал оказался на грани закрытия. В мае 1866 года журнал был в конце концов закрыт, «Железная дорога» названа одной из самых политически опасных публикаций[2][6].
Некрасов написал стихотворение в начале 1864 года. В мае того же года он попытался пройти цензуру, но безуспешно. Воодушевлённый новым законом, отменившим предварительные цензурные процедуры, но ужесточившим наказание за фактические публикации, он опубликовал стихотворение «Железная дорога» в выпуске № 10 «Современника» за 1865 год. В тот же день, 24 ноября, цензор Еленев прислал руководителям журнала циркуляр с осуждением «предосудительной природы» стихотворения. После специального заседания Совета по делам печати и издательства в конце ноября, министр внутренних дел Пётр Валуев 4 декабря передал «Современнику» второе уведомление, в результате чего журнал оказался на грани закрытия. В мае 1866 года журнал был в конце концов закрыт, «Железная дорога» названа одной из самых политически опасных публикаций[2][6].