6. Измените предложения так, чтобы в них появилась прямая речь.
а) Бабушка рассказала мне, что в военные годы ей приходилось есть березовую прослойку.
б) О том, что у меня двойка за диктант, я узнал от соседа по парте.
в) Подруга спросила меня, идет ли ей новое платье.
г) Учитель сообщил классу, что в пятницу состоится родительское собрание.
7. Составьте схемы предложений с прямой речью.
а) «Желаю вам благополучно добраться до дома», - говорил мельник, провожая гостя.
б) В сообщении было написано: «Перезвони мне».
в) «Вы обязательно должны присутствовать на этом мероприятии! - объявил директор. - Приезжайте без опозданий».
г) Максим сердито топнул ногой и спросил: «Почему ты мне ничего не сказал?»
Крестьяне в рассказах показаны мудрыми и самобытными, они любят и понимают природу, придерживаются собственной философии, живут традициями предков, стараются быть честными, терпеливыми, принимать свою долю с благодарностью. В ряде рассказов крестьяне преданно служат своему хозяину, к примеру Бирюк честно выполняет свою работу, оберегая лес от воров. Разумом он понимает, что крестьяне воруют лес не от хорошей жизни, но слово данное барину нужно держать. В другом рассказе “Певцы” автор показывает крестьянина, которого Бог наградил удивительным голосом. Пение Яшки-Турка в трактире описано так вдохновенно, что хочется услышать его вживую. Кроме того персонаж робок и скромен.
Много внимание уделено проблеме насилия над крестьянами, самодурства помещиков. В рассказе “Малиновая вода” показателен образ горничной Арины, которая “вопреки запретам хозяйки” влюбилась и захотела выйти замуж за любимого. Рассказ “Льгов” повествует о жизни, который потерял даже собственное имя – Кузьма, потому что барыне вздумалось звать его Антоном.
Объяснение:
Я брал примеры из произведения Тургенева.
Объяснение:
проанализировать содержание рассказа, действующих героев;
-уметь, опираясь на текст, понимать тему, как она раскрывается, определять основную мысль;
-наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать;
-воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.
Оборудование:
портрет К.Г. Паустовского,
выставка книг,
эпиграф-цитата из Библии,
Чти отца своего и матерь твою
да благо ти будет,
и долголетен будеше на земле.
Пятая заповедь Божия.
Материнское сердце в детях, а детское — в камне.
Плакат «Год Добрых Дел», стихотворение о маме (приложение)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока “Спешите делать добрые дела”. (Связываем ее с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”). Слайд 1.
Цель – поразмышлять над содержанием рассказа, поведением героев и понять основную мысль, сделать для себя определенные выводы. Слайд 2
Перед вами портрет писателя, жившего с 1892 по 1968 гг.Константина Георгиевича, и несколько книг, к которым, может быть, вы уже обращались. Слайд 3
Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.
Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.
Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан рассказ “Телеграмма”. (приложение 1)
2. Рассказ.
Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа “Телеграмма”.
3. Беседа по рассказу.
-Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?
-Какова тема рассказа? (Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).
-Что такое композиция? Как это взаимоотношение (матери и дочери) отражается в композиции рассказа? (Выслушать варианты учеников для сравнения). Слайд 4
I ч. Мать. “Эх, горе ее горькое, страданье неписанное”.
II ч. Дочь. “Эх, ты, сорока!”
III ч. Эпилог. “…безмятежно уснувшая”. (Смерть, похороны, приезд с опозданием).
Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?