7. От чьего лица ведется повествование в рассказе «Бежин луг»? 8. Как рассказчик оказался на Бежином лугу?
9. Кто из мальчишек знал больше всего народных примет и поверий о
«нечисти»?
10. После какого происшествия плотник Гаврила стал невеселым?
11. Как псарю Ермиле достался «говорящий» барашек, который
пристально смотрел в глаза?
12. Что искал призрак покойного барина?
13. О ком из мифических существ идет речь в цитате: ««только в ладоши
хлопает да трещит»?
14. Что услышал Павлуша, когда набирал ночью воду из реки?
15. Как погиб Павлуша?
повести н.в. гоголя окутаны мистикой. его герои вступают в разговоры с нечистым, пытаются его обмануть. частенько автор показывает и как сам черт «охотится» за человеком, чтобы «обморочить». название повести «заколдованное место» уже указывает на то, что в сюжете будут и фантастические, и реальные события.
реальное и фантастическое в повести существуют отдельно, но есть точка, в которой они смыкается. это, так называемое, заколдованное место, которое случайно открыл для себя дед рассказчика. фантастическая составляющая произведения особенна, так как соответствует фольклорным традициям. как же взаимодействуют два противоположных плана?
о том, что речь пойдет о нечистой силе автор уже в начале, когда дьячок , что шутить с дьяволом нельзя. далее рассказчик переходит к описанию реальных событий. здесь читатель узнает о семье дьячка. у его деда был баштан с грядками огурцов, дынь, арбузов, «цибули» и других овощей. дед был крепок и его солидный возраст не мешал и хозяйство держать, и гостей встречать. на баштан часто заезжали чумаки. дед щедро потчевал их, а один раз решил повеселиться. герой начал плясать, получалось у него славно, но вот не , в одном месте он никак не мог «вытанцевать». сдаваться он не привык, поэтому сделал несколько попыток. когда же увидел, что ничего не получается, выругался на нечистого и вдруг попал в чертово место. таким образом, в сюжет вплетается фантастика.
дед узнает очертания гумна их волостного писаря и голубятню, но понимает: здесь обитает черт. могилка со свечкой подсказывает герою, что в ней спрятан клад. как, ни странно, старик не пугается случившегося и удачно находит дорогу домой, да еще и собирается вернуться назад за кладом. эпизод, где дед вернулся домой реалистичный. даже внукам герой не рассказывает, где был и что видел.
фантастическая линия сюжета снова выступает на первый план, когда дед с заступом возвращается к могилке со свечками. правда, не сразу удалось ему попасть к черту. как оказалось, обычным путем туда не пройдешь, только через заколдованное место на баштане.
во второй раз чертово место кажется страшнее. и это не удивительно: согласно народным рассказам, черт всегда пытается запугать, кладоискателей. возле могилы со стариком начинают твориться странные вещи: то кто-то невидимый чхает ему в лицо, как только герой достает табак, то птичий клюв, баранья голова и медведь повторяют все, что он говорит. но дед только смеется над проделками нечистого и упорно делает свое.
когда герой достает котел и несет его домой, то чувствует, как за ним гонится нечисть, чешет по ногам прутьями. старик знает, что в это время оглядываться нельзя. этот эпизод напоминает народные рассказы о том, как в ночь на ивана купала ходят за папоротником.
заканчивается «заколдованное место» н.в. гоголя «смесью реального и фантастического»: деда появившегося из ниоткуда обливают , в принесенном котле герой обнаруживает мусор, заколдованное место загородили плетнем, а когда пытались там что-то сажать, росло такое, что «и разобрать нельзя».
реальные и фантастические события в анализированной повести развиваются отдельно, переплетаются только, когда главный герой «заигрывается» с чертом. такое совмещение двух планов заставляет и читателя поверить в «нечисть», остерегает иметь дело с чертом.