9. Черты художественного историзма Гоголя не оставались неизменными. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» историзм был тесно связан с фольклором, с народной фантастикой. В дальнейшем Гоголь всё больше погружался «в сор и дрязг» со- временной жизни. Он прямо вписывал своих героев в быт, который изображал детально и подробно. Этими свойствами отличается и комедия «Ревизор». По мысли Гоголя, в русском обществе исчезла совесть. Души людей утратили её. Наша совесть есть данный нам Богом ревизор души, не тот ложный, которым пред- стаёт Хлестаков, а настоящий, который как символ появляется в финале комедии. Он невидим, но непременно присущ всем. И когда он обнаруживается, то наступает душевный крах для бесчестных, пошлых и бездушных людей. Смех над ними со- единяется с горечью, с убийственной иронией. В таком состоянии оказывается го- родничий. Подтвердите эти размышления примерами из текста комедии «Ревизор».
Повествование идет со слов опытного охотника, во всех подробностях рассказывающего о различных травли волков. Но ни один из этих не действовал на Лобо, известного по всей Новой Мексики, вожака неуловимой стаи. Зверь долгие годы терроризировал страну: нападал на пасущиеся стада, убивал собак, пробираясь на близлежащую к дому территорию. Но сколько местные жители не нанимали охотников и заклинателей никто не мог его поймать. Лобо тщательно избегал людей, не подходил и не подпускал стаю к отравленной приманке, спускал поставленные капканы.
Сгубила умного зверя любовь. Белая волчица Бланка неосторожно подошла к хитроумно замаскированной ловушке. Когда охотники (во главе с Томпсоном) догнали и убили её, Лобо потерял голову и стал искать возлюбленную, что и привело его к гибели. Но, и в последнюю минуту гордый Волк не сдавался.
Пьеса начинается с пролога, в котором появившийся на сцене человек объясняет зрителям, что «Обыкновенное чудо» — это сказочная история о любви, в которой сила чувств героев «доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса». Местом первого действия является усадьба в Карпатских горах, где живут Хозяин и его жена. В один из дней Хозяин — он же волшебник — устраивает в своём доме встречу Медведя, превращённого семь лет назад в человека, и Принцессы — дочери Короля, который, проезжая по большой дороге, решает свернуть в горы. Юноша и девушка с первого взгляда влюбляются друг в друга, однако на слова Принцессы о поцелуе Медведь реагирует отчаянным восклицанием: «Ни за что!» Он знает, что по условиям волшебного перевоплощения после поцелуя Принцессы вновь обратится в зверя. После того, как юноша покидает усадьбу, Принцесса, облачившись в мужской костюм, сообщает отцу, что отныне у неё будет своя жизнь, и уезжает в неизвестном направлении.
Второе действие происходит в трактире «Эмилия», где во время метели маршруты героев вновь пересекаются. Там живёт Охотник со своими учениками (одним из них является переодетая Принцесса); туда же прибывают Король со своей свитой и Медведь, который сразу узнаёт возлюбленную. После ссор и признаний он рассказывает девушке об истории своего превращения и драматических последствиях, связанных с поцелуем Принцессы, а затем прощается с нею. Волшебник, наблюдающий за этой сценой, жёстко оценивает нерешительность своего «подопечного»: он сообщает, что лишь раз в жизни влюблённым выпадает день, «когда всё удаётся», и отказывается в дальнейшем ему.
В третьем действии Принцесса встречается с Медведем в саду близ моря. Девушка, заболев от тоски по возлюбленному, готовится к смерти. Юноша находит Принцессу, чтобы поцеловать её, перевоплотиться в зверя и погибнуть от охотничьей пули. Однако Охотник напрасно сидит с ружьём в засаде: вопреки ожиданиям, герой после поцелуя остаётся человеком. По словам волшебника, глядящего на идущую по дороге пару, «любовь так переплавила его, что не стать ему больше медведем».