В рассказе «Толстый и тонкий» писатель А.П.Чехов высмеивает чинопочитание, которое превращает людей в ничтожества и лишает их достоинства. Это и является главной темой произведения. Идея же состоит в том, чтобы показать, каким мерзким человеческим пороком является лицемерие и раболепие перед «сильными мира сего». Эта идея раскрывается в рассказе через детали, символы и образы, демонстрирующие перемены, случившиеся в облике неудачника Порфирия – «тонкого» при встрече с Михаилом – «толстым». Порфирий вдруг побледнел и окаменел, «…он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились …».
Сразу же «длинный подбородок жены стал еще длиннее», а сын Нафанаил «вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира».
К чести Михаила, надо сказать: он пытался объяснить, что между друзьями не может быть чинопочитания, но все было тщетно.
Так литературный прием, основанный на противопоставлении персонажей Чехову раскрыть идею своего рассказа о незадачливом чиновнике и его высокопоставленном друге.
Жил да был один Фома, Кучерява голова. Только всем не доверял, Сам всегда все проверял. Однажды говорит ему сосед: - Пчелы кусачей зверя нет! Фома не верит: «Ты мне врешь! Пчела мала - все это ложь! - На лугу есть пасека одна, Сходи проверь: кусача ли пчела? Фома шагает за село, К улью подошел смело. Ногой небрежно он толкнул И весь его перевернул. Ух! Разозлил пчелиный рой, И пчелы гулкою толпой Так налетели на него, Что искусали бы всего. Фома скорей бежать в реку, Прыжок, лишь шапка наверху. Тут пришел хозяин роя, Посмотрел на все сурово И сказал Фоме: «Вылазь! Больше здесь не безобразь Фома дорожит, распух везде дедушка, тебе Меня прости, за беспорядок, Мед тот был, наверно, сладок. А сам подумал: «Зря не верил, Укусы на себе проверил».
В рассказе «Толстый и тонкий» писатель А.П.Чехов высмеивает чинопочитание, которое превращает людей в ничтожества и лишает их достоинства. Это и является главной темой произведения. Идея же состоит в том, чтобы показать, каким мерзким человеческим пороком является лицемерие и раболепие перед «сильными мира сего». Эта идея раскрывается в рассказе через детали, символы и образы, демонстрирующие перемены, случившиеся в облике неудачника Порфирия – «тонкого» при встрече с Михаилом – «толстым». Порфирий вдруг побледнел и окаменел, «…он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились …».
Сразу же «длинный подбородок жены стал еще длиннее», а сын Нафанаил «вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира».
К чести Михаила, надо сказать: он пытался объяснить, что между друзьями не может быть чинопочитания, но все было тщетно.
Так литературный прием, основанный на противопоставлении персонажей Чехову раскрыть идею своего рассказа о незадачливом чиновнике и его высокопоставленном друге.
А сам подумал: «Зря не верил, Укусы на себе проверил».