А. Солженицын. Во для анализа рассказа «Один день Ивана Денисовича»
(учеб. стр. 170 – 175)
1. Имя главного героя? ()
2. Почему автор описывает один день пребывания в лагере своего героя? (Весь лагерный мир достаточно описать одним днем, в нем, как в капле воды, отражается все)
3. Как герой попал в лагерь? (В феврале 1942 г. попал в плен, бежал, но был обвинен в измене и отправлен в лагеря)
4.Почему герой смирился с несправедливым обвинением? (Смиряется не потому, что оказался слабохарактерным. Он знал, что, если не подпишешь, - расстреляют. Герой выбирает жизнь в неволе)
5. Рассказать о главном герое: кем был до войны, где жил и т. д русский мужик, крестьянин, участник войны. До войны жил в небольшой деревушке Темгенево, имел семью – жену и двух дочерей, работал в колхозе)
6. Тоскует ли герой по своему деревенскому Таких сцен в рассказе нет. Настолько все это было вытравлено социальной катастрофой времени)
7. Что выжить герою в нечеловеческих условиях лагерного бытия? (Труд, радость и вдохновение от своего мастерства, поэтому герой работает не только из-за пайка. Во время работы Ш. забывает, что он заключенный, ощущая радость созидательного труда)
8. Почему автор не называет своих героев по лагерным номерам, например Щ-854? (Заключенные в общении между собой используют не зэковские номера и клички, а имена и фамилии. Это форма сохранения человеческого в людях)
9. Практически всех героев автор наделяет неповторимыми портретными чертами. Для чего он это делает? (Портрет дает представление о внутреннем содержании личности)
10. Дает ли автор развернутый портрет главного героя? (Нет, для него важно другое – отзывчивость к состраданию, спокойный философский взгляд на мир)
11. Можно ли сказать, что главный герой потерял человеческое достоинство, ведь он покорился и при к обстоятельствам? (Нет. Шухов не превратился в «шакала», как некоторые герои(Фетюков), униженно выпрашивающие подачки. В самых драматических обстоятельствах герой остается человеком с душой и сердцем и верит, что когда-нибудь справедливость восторжествует)
12. Что означает формула выживания в стране ГУЛАГ: «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься»? (Люди гнутся только внешне. В нравственном отношении они оказывают системе, основанной на насилии, сопротивление)
13. Основная мысль рассказа? (Человек в тяжелейших условиях жизни выжить и при этом сохранить в себе человеческое, не подчиниться волчьим законам тюремного мира)
Особое место в творчестве Э. Вахидова занимает сатира. В циклах сатирических стихотворений "Анекдоты Дониш-кишлака" о Матмусе, поэт высмеивает подхалимство, предательство, жадность, стяжательство. Стихотворения интересны разнообразием жизненных наблюдений, глубиной их осмысления, своеобразием выразительных средств.Заслуживает внимания любовная лирика Э. Вахидова. Поэта по праву можно назвать продолжателем традиций классического жанра газели.Тема патриотизма, любовь к Родине, ее бескрайним 1 просторам, вера в светлое будущее родного края была и остаётся самой значительной в творчестве Э. Вахидова.
Объяснение: