А. Т. Твардовского. Поэма «По праву памяти»»
1.Найдите строки в 1 главе о том, как должен жить человек, чтобы быть в ладу со своей совестью. Выпишите:
2.В чем раскаивается лирический герой поэмы?
3.Что общего у лирического героя поэмы с Твардовским?
4.Выпишите из последней части строчки, в которых, на ваш взгляд, заключается главная мысль поэмы. Обоснуйте свою точку зрения.
В нашей стране и за её пределами наиболее известные следующие литераторы, творчество которых так или иначе связано с событиями, происходящими во времена 1941-1945 годов: Шолохов, Фадеев, Толстой, Симонов, Быков, Твардовский и ряд других литераторов. Среди всех этих великих имён особо хочется выделить Василя Быкова. В повестях этого прославленного фронтовика практически нет места детального описания кровопролитных сражений. Больше всего Быкова заботит поведение конкретного человека под влиянием экстраординарной ситуации. В его произведениях виден характер людей, их самоотверженность, благородство, а иногда подлость и предательство. При этом автор не стремиться делать категоричные оценки относительного того или иного персонажа, предлагая своим читателям самостоятельно рассуждать о сюжетах своих произведений. В этом смысле классическим произведением Быкова является рассказ «Сотников».
Не меньшей любовью среди соотечественников пользуются стихи о Великой Отечественной войне, которые были написаны, как в то страшное время, так уже и после долгожданной победы. Разве можно обойти вниманием проникновенное стихотворение «Жди меня» Константина Симонова, которое выстоять советским бойцам в те страшные дни. В наши дни оно считается образцовым классическим шедевром военного времени. До сих «Жди меня» многие люди знают наизусть, декламируя его на многих вечерах в память о войне. Также все помнят произведение Василий Тёркин, в котором в непринуждённой манере рассказывается о подвигах красноармейцев, простых советских парнях, вставших в трудную минуту на защиту своей отчизны.
Желание каждого человека выбиться в жизни — стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше.
Главное здесь — не выглядеть смешным, подражая лишь каким-то внешним признакам. Вот и герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Журден поставил себе целью «перебраться» из мещанского сословия в дворянское — стать дворянином. Он хочет сразу всего: и знатности, и образованности, и деликатных манер, и общей культуры, и следования моде, и блестящих знакомств.
Казалось бы, его желание «понабраться ума-разума» более чем похвально. Прекрасно, что он не стыдится признать свое невежество и нанять учителей по всем предметам — от философии до фехтования: «Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать все то, чему учат в школе! »
Но как же смешон он, желая достичь вершин науки и культуры за несколько дней! Как комично его «открытие» , что он, оказывается, говорит прозой! Как досадно, что он позволяет обманывать себя целому полку шарлатанов — так называемых учителей! И все-таки в своем желании учиться он выше госпожи Журден, Клеонта, служанки Николь — носителей здравого смысла. В этом-то и гений Мольера, что, выходя за рамки классицизма, он создает своих героев не однозначно положительными или отрицательными, а показывает их живыми людьми, с достоинствами и недостатками.
Конечно, стремясь стать дворянином во что бы то ни стало, Журден преследует благородную цель: он думает о будущем дочери и хочет, чтобы она жила лучше, чем он: «Добра для дочки у меня припасено довольно, недостает только почета, вот я и хочу, чтобы она была маркизой» . Кроме того, господин Журден искренне отождествляет знатность с честью, достоинством, умом, высокой культурой. Еще не научившись отличать показное от настоящего, «снимать шелуху» , он принимает авантюриста графа Доранта за честного человека, обладающего, кроме титула и хороших манер, несомненными достоинствами, и отталкивает любимого дочерью Клеонта: «Вы — не дворянин; дочку мою вы не получите» .
А ведь именно в уста Клеонта Мольер вкладывает идею своей бессмертной комедии: «Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости» .
Читая это произведение Мольера, еще раз убеждаешься в том, что не место красит человека, а человек — место. Эти мудрые слова сейчас особенно актуальны, когда люди, ничего собой не представляющие, стремятся получить высокую должность, титул, власть. Главное не в титуле, не в должности, не в костюме — главное в самом человеке. Честь и достоинство, ум и высокая нравственность присущи личности и не являются привилегией какого-то одного сословия.