А1. Выберите стихотворные строки, в которых использована метафора. Запишите буквы, под которыми они указаны.
а) «Серебро, огни и блёстки –
Целый мир из серебра».
б) «Забелелся туман за рекой…».
в) «Топи да болота,
Синий плат небес».
г) «В жемчугах горят березки…».
ответ:
А2. Выберите три проблемы, которые поднимаются в рассказах Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади», Е.И.Носова «Кукла», «Живое пламя». Запишите буквы, под которыми они указаны.
а) взаимоотношение человека и природы; б) совесть, ответственность человека; в) преступность; г) память, благодарность; д) богатство и бедность.
ответ:
А3.Выберите три утверждения, которые соответствуют содержанию произведений Ю.П.Казакова «Тихое утро», Д.С.Лихачёва «Земля родная», М.М.Зощенко «Беда». Запишите буквы, под которыми они указаны.
а) Яшка не раздумывая бросился Володю.
б) Яшка плакал от радости. в) Д.С.Лихачёв считает, что ценность замечательных художников в том, что они «разные».
г) Язык человека не говорит о его качествах.
д) Егор Иванович Глотов, герой рассказа Зощенко, пропил купленную им лошадь.
ответ:
А4.Установите соответствие между средствами выразительности и примерами из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Средство художественной выразительности Пример
1.Метафора
2.Олицетворение
3.Сравнение а) «…обстоятельства привели меня на тот самый тракт…»
б) «…жаль было ему расстаться с любезным своим постояльцем»
в) «Сердце старика закипело…»
г) «Дуня …сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле»
ответ:
А5. Установите соответствие между героями повести Л.Н.Толстого «Детство» и их характеристиками.
Герой Характеристика
1.Отец
2.Наталья Савишна
3.Карл Иванович а) «…вся жизнь…была любовь и самопожертвование».
б) «…я не льщу, не потакаю во всём, как иные люди».
в) от улыбки «лицо…делалось несравненно лучше, и все кругом как будто веселело»
г) «…неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула»
ответ:
А6. Определите автора и произведения по данным фрагментам.
а) «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика». б) «Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли вёслами, осторожно минали отмели, всполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана». в) «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником».
а)
б)
в)
Часть В. ответьте письменно на во В1-В3.
В1. Что отстаивал в кулачном бою Степан Калашников, герой «Песни про … купца Калашникова М.Ю.Лермонтова?
В2. Что было главной ценностью в человеческих отношениях для Тараса Бульбы других казаков, героев повести Н.В.Гоголя?
В3. Каков смысл названия рассказа А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире»?
Часть С. Напишите сочинение-миниатюру на одну из двух тем. Объем сочинения не менее 60 слов.
1.Моё любимое произведение из изученных в 7-м классе. (Объясни, чем произведение тебя привлекло и чем запомнилось).
2.Чему можно научиться у героев произведений, изученных в 7-м классе?
А чтобы найти, нужно знать всего два секрета (их открывает герою Лис, который
научил малыша искусству дружбы) : «зорко одно лишь сердце» , «ты всегда в ответе
за всех, кого приручил» .
Детям дано инстинктивное понимание этих истин. Именно поэтому Летчик, чей
самолет потерпел аварию в пустыне, обреченный на смерть от жажды, если не
починит свою машину, обретает в Маленьком принце друга, который избавляет
его от одиночества и становится для него той водой, «которая бывает нужна и сердцу» .
У Маленького принца доброе сердце и разумный взгляд на мир. Он трудолюбив,
верен в любви и предан в чувствах. Поэтому жизнь его наполнена смыслом, которого
нет в жизни короля, честолюбца, пьяницы, делового человека, фонарщика, географа, -тех, кого герой встретил в своем путешествии. А смысл жизни, призвание человека -
в бескорыстной любви к тем, кому он нужен.
И Маленький принц возвращается к себе на астероид, чтобы заботиться о своей единственной Розе, которая без него погибнет.
Конечно, роза жива, ведь мы помним о ней.
Она напоминает нам о том, что каждый из нас когда-то был ребенком и находил для себя вещи более значимые чем обыденность.
Они-Малыш, Лис и гордая, капризная Роза научили нас видеть "сердцем".
У каждого есть свой "волшебный цветок",который он вырастил, взлелеял
и приручил. Он бесконечно дорог!! !
Безусловно, важную. Именно благодаря описанию природы, мы можем понять настроения, мысли, переживания лирического героя. Например, если мы видим изображения туч, бури, урагана в строках, то мы сразу понимаем, что лирический герой (автор) во время написания был чем-то озабочен, опечален. В его душе неспокойно: идёт нравственная, душевная борьба, его сердце не спокойно.
Если же мы наблюдаем обратную картину - умиротворенные зарисовки глухих деревень, леса, поля, то мы понимаем, что на душе у автора легко-легко, он может отвлечься ото всего и просто, вдохнув полной грудью, отдохнуть ото всех забот в каком-нибудь Богом забытом уголке.
Таким образом, именно благодаря состоянию природы в произведении, мы можем уловить все настроения и малейшие переживания лирического героя.