икимора — один из отрицательных персонажей славянской мифологии, подробно описанный в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. Лядов предпосылает своей картинке следующую программу:
«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»
Вполне обычная детская повесть. Сельские дети, обремененные заботами не ходить в школу, сбежать из дома и отправиться на озеро глушить налимов. Но есть одно "но". Идет война, все мужчины ушли на фронт, а матка Митьки Локоткова за председателя.
Это произведение, в простой и ненавязчивой форме прививающее детям идеи милосердия и настоящий патриотизм, я не променяю на сотню Александров Матросовых, миллионы отмороженных Зой Космодемьянских и миллиарды всяких Павликов Морозовых. Здесь вполне обычные дети со вполне обычной жизнью в тылу. Отдельные их диалоги напоминают о войне - "Мой батька тоже в госпитале" - "А от моего второй месяц писем нет. Матка каждый день плачет", но детство есть детство и важно успеть поиграть в снежки, устроить турнир за первенство по борьбе, изобрести пушку, стреляющую снежками. Есть еще Лилька Махонина, в которую влюблены все мальчишки. Почему бы не стырить дома сумку картошки и не поехать вместе со всеми на станцию, если туда едет Лилька. А на станции натуральный обмен, там стоят эшелоны с блокадниками, направляющиеся в глубокую эвакуацию. Кем нужно быть, чтобы наживаться на этих людях, которые на глазах падают и мрут от голода. Вопрос риторический, но желающих содрать три шкуры с ленинградцев довольно много. Тетка Груня, которая всех привезла и которая теперь меняет по три картофелины за рубашку, по четыре за пиджак. Да еще и учит Лильку - "Походили они в шелках, теперь наша очередь". В том, чтобы отдать свои продукты голодающим - в этом нет никакого героизма. Особенно если ты обыкновенный сельский мальчишка, который больше интересуется знакомствами с ребятами из города, солдатами, отправляющимися на фронт.
Подростковая военная романтика тянула мальчишек на фронт, но в результате заставляла взрослеть и реально смотреть на вещи, чтобы работой в родном колхозе ковать победу в тылу. "Короткое у нынешних ребят детство, - говорит кузнец, дед Тимофей. - Ох, короткое".
Виктор Курочкин, более известный по произведению "На войне как на войне" и рано умерший благодаря доблестным советским ментам, показал себя как прекрасный детский автор. По каким-то неизвестным причинам повесть "Короткое детство" не переиздавалась с 1970 года. В сети выложен только некачественный вариант произведения, но именно такой же, зачитанный до дыр, который был у меня в детстве.
икимора — один из отрицательных персонажей славянской мифологии, подробно описанный в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. Лядов предпосылает своей картинке следующую программу:
«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»
Это произведение, в простой и ненавязчивой форме прививающее детям идеи милосердия и настоящий патриотизм, я не променяю на сотню Александров Матросовых, миллионы отмороженных Зой Космодемьянских и миллиарды всяких Павликов Морозовых. Здесь вполне обычные дети со вполне обычной жизнью в тылу. Отдельные их диалоги напоминают о войне - "Мой батька тоже в госпитале" - "А от моего второй месяц писем нет. Матка каждый день плачет", но детство есть детство и важно успеть поиграть в снежки, устроить турнир за первенство по борьбе, изобрести пушку, стреляющую снежками. Есть еще Лилька Махонина, в которую влюблены все мальчишки. Почему бы не стырить дома сумку картошки и не поехать вместе со всеми на станцию, если туда едет Лилька. А на станции натуральный обмен, там стоят эшелоны с блокадниками, направляющиеся в глубокую эвакуацию. Кем нужно быть, чтобы наживаться на этих людях, которые на глазах падают и мрут от голода. Вопрос риторический, но желающих содрать три шкуры с ленинградцев довольно много. Тетка Груня, которая всех привезла и которая теперь меняет по три картофелины за рубашку, по четыре за пиджак. Да еще и учит Лильку - "Походили они в шелках, теперь наша очередь". В том, чтобы отдать свои продукты голодающим - в этом нет никакого героизма. Особенно если ты обыкновенный сельский мальчишка, который больше интересуется знакомствами с ребятами из города, солдатами, отправляющимися на фронт.
Подростковая военная романтика тянула мальчишек на фронт, но в результате заставляла взрослеть и реально смотреть на вещи, чтобы работой в родном колхозе ковать победу в тылу. "Короткое у нынешних ребят детство, - говорит кузнец, дед Тимофей. - Ох, короткое".
Виктор Курочкин, более известный по произведению "На войне как на войне" и рано умерший благодаря доблестным советским ментам, показал себя как прекрасный детский автор. По каким-то неизвестным причинам повесть "Короткое детство" не переиздавалась с 1970 года. В сети выложен только некачественный вариант произведения, но именно такой же, зачитанный до дыр, который был у меня в детстве.