— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а.. .— сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который жёлтым чёботом своим бьёт их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!. .Никому, никому!. .Не хватит у них на то мышиной натуры их!
— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а.. .— сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который жёлтым чёботом своим бьёт их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!. .Никому, никому!. .Не хватит у них на то мышиной натуры их!
Жил был мальчик, ученик 4-го класса, Виктор Перестукин.
Однажды Витя получил сразу 5 двоек.
По его мнению незаслуженно
Родители не понимали, почему их сын такой бесхарактерный,
ленивый и безответственный.
Так начинается книга "В Стране невыученных уроков".
Ему очень хочется погонять мяч во дворе, но нужно решить
задачу, выучить стихотворение, повторить правила русского
языка. Витя с ненавистью швыряет учебники на пол.
Вдруг свет меркнет, комната озаряется зеленоватым
светом и перед мальчиком предстают ожившие учебники -
Арифметика, Грамматика и География.
Посовещавшись, книжки решают отправить Витю на
перевоспитание в Страну невыученных уроков,
где трудности и опасности встречаются на каждом шагу.
Вите нравится эта идея, он хочет воспитать силу воли и
характер.
В компании со своим любимцем котом Кузей Витя
оказывается в Стране невыученных уроков перед запертыми
воротами красивого зáмка. Войти внутрь можно, только
правильно написав слова "ключик" и "замочек".
Мальчик знает подходящее правило правописания, и
двери в зáмок открываются.
Волшебное путешествие оказалось серьёзным испытаеием
для двоечника Вити.
Путешественников хотят съесть корова, которую Витя
назвал на уроке плотоядной, и белый медведь,
который потерялся.
Чтобы четвероклассник быстро вспоминает,
что корова, конечно же, травоядное животное!
Буренка начинает радостно пастись на лугу.
А вот где север, мальчик не знает и не может вернуть
медведя домой.
Внезапно на горизонте появляются опричники Ивана
Грозного и Витю везут к воеводе. Приближается война,
на Русь наступают войска Наполеона.
Виктор понимает, что это тоже его вина, ведь это он ляпнул
такое на уроке истории. Обстановка накаляется,
но Витя, к счастью, припоминает дату Отечественой
войны с французами - 1812 г. Бонапарт не мог воевать
с Иваном Грозным!
Продолжая путь между двух гор, Виктор слышит жалобные крики.
На ледяной горе справа дрожат от холода негритенок
и обезъяна, а на горе слева умирают от жары маленький
чукча и белый медведь. С ними и кот Кузя, который не
вернется к хозяину, пока Витя не вспомнит все о
географических поясах.
Но он же читал книгу про шпионов, когда учительница
рассказывала об этом!
Нельзя вспомнить то, чего никогда не знал.
Витя зовет на Географию.
С её все оказываются дома: и негритенок с
обезьяной, и чукча с белым медведем, и Витя с Кузей.
Путешествие в Страну невыученных уроков пошло
Вите Перестукину на пользу. Он стал лучше учиться,
дал обещание бороться со своей ленью.
Школьные занятия больше не кажутся ему скучными.
А ребятам в классе очень понравился рассказ о его
приключениях!