Анализ рассказа «Темные аллеи»
1. - Обратимся к тексту самого рассказа. Выявим основные темы рассказа.
- Кто является главным героем?
- Что произошло на постоялом дворе? - Что стало основной причиной расставания?
- Как сложилась судьба Надежды после расставания?
- Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?
- Смогли бы вы человека, который поступит таким образом с вами?
- Почему такая женщина не вышла замуж?
- Как сложилась судьба Николая Алексеевича?
- Помнил ли он о своей первой любви?
- Что понял герой после разговора с Надеждой?
- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?
4. - Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?
- А как вы можете представить эту осень?
- А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?
- Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет
- Значит, любовь - это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.
Таким образом, мы пришли к пониманию бунинской философии любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека.
- Обратимся к поэтике названия рассказа. Можно подчеркнуть и метафоричность названия. А смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?
Михаил Иванович Пыляев-российский писатель, журналист, известный знаток российской старины. Рассказ "Забавная свита" из его книги "Замечательные чудаки и оригиналы" показался мне очень интересным и увлекательным.
В этом отрывке автор с сочувствием и любовью описывает человека и его животных. Ведь столько труда требуется, чтобы обучить, одеть, накормить и дать кров любимым животным, которые тоже кормят своего хозяина! Люди ценили бродячих артистов, даже за смешное изображение франтов и франтих того времени. Артисты цирка приносят огромную радость детям, которые с восторгом наблюдают за их действиями.
Раньше жизнь уличных артистов была трудна. Очень радует, что в современном обществе построены огромные здания для цирка, созданы все условия для их работы. И теперь дети могут вместе с их родителями туда приходить, радуясь жизни.
ответ: Любовь ее лирической героини не только требовательная и страстная, но и жертвенная, иногда — печальная или отчаянная, но часто к сопереживанию, сочувствию, самоотдаче. Это свойство делает многие стихи Ахматовой подлинно народными, эпичными.
Можно смело сказать, что огромный поэтический талант Анны Ахматовой, ее ощущение мира, постоянное стремление к внутренней гармонии и всегда открытый многообразным звукам слух художника и создали эту уникальную в мировой литературе лирику.
Героиня этого стихотворения показана в момент расставания с любимым. Причем мы видим, что он ее не любит, поэтому она и говорит ему такие решительные слова об уходе.
Перед нами Анна Ахматова создает образ гордой и решительной женщины, которая жертвует своими чувствами, ради своей гордости. Ее избранник волен уйти.
Причем Анна Ахматова пишет это краткими лаконичными строками, которые в дальнейшем можно даже цитировать, насколько они точны.
Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь - уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.
Героиня Ахматовой не плачет и не жалуется, хотя скорее всего ей нелегко достается такое спокойствие, она даже сравнивает его со смертью.
Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать.
Не целуй меня, усталую, -
Смерть придется целовать.
Анна передает нам даже временной промежуток этих острых чувств… зима.
И в в последних строках она горько сожалеет о том, что ее возлюбленный лучше, чем ее избранник.
Дни томлений острых прожиты
Вместе с белою зимой.
Отчего же, отчего же ты
Лучше, чем избранник мой?
Анна Ахматова передает нам состояние героини естественным языком.
Её поэзии присущи конкретно - чувственное восприятие мира, близость стиха к разговорному строю языка, интимность…
Мы как будто читаем ее личный дневник, а в образе лирической героини автобиографические черты поэта.