Анализ стихотворения А.А.Блок "Россия" План:
а) Как вы поняли смысл стихотворения?
б) Что означает слово «опять», с которого начинается стихотворение?
в) Шлея — а) часть сбруи, ремень, прикрепленный двумя концами к хомуту и проходящий по бокам и спине лошади; б) в парной упряжи: широкие лямки, заменяющие хомут. Почему шлеи стертые? Какое впечатление оставляет аллитерация в строке: «... Три стертых треплются шлеи...»?
г) Что противопоставляет Блок словосочетаниями «спицы расписные» — «расхлябанные колеи»?
д) Найдите эпитеты во 2-й строфе. С какими известными вам стихотворениями Есенина перекликается эта строфа?
е) Как вы понимаете выражение «песни ветровые»? Образ Руси в стихах русских поэтов соединяется с образом ветра. Такой образ мы называем архетипическим. Архетип — первоначальный образ, мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики.
ж) А как вы понимаете фразу: «...И крест свой бережно несу...»?
з) Какой образ России рисует автор в 3—5-й строфах?
Какие детали дополняют характеристику Курятина? («На лице выражение чувства долга и приятности, сигара, распространяющая зловоние.» - В кабинете врача, где должно быть стерильно, курят) .
Чехов часто использует «говорящие фамилии» . Что фамилия фельдшера говорит о его характере, квалификации? (За внешним благополучием скрывается невежество героя, его невоспитанность. Он лишь создает важный вид) .
О чем говорит фамилия пациента незадачливого фельдшера? Как описывает Чехов Вонмигласова? (Не найдя икону, крестится на бутыль с карболовым раствором, вынимает просфору, пытается учить Курятина, в конце ругается с ним) .
О чем говорят эти детали? (Об отношении Вонмигласова к религии, его воспитанности) .
Диалоговое построение рассказа. Почему у Антона Павловича в рассказах так много диалога? (Диалог передать отношение героев друг к другу, динамику развития сюжета. )
Рассказ построен как диалог двух персонажей. Это рассказ – сценка. Как говорят герои? (В своей речи они используют разговорные слова. )
Диалог – индивидуальная неповторимость речи героев. Речь – основа характеристики героев.
Посмотрим, как ведут себя персонажи. (Сергей Кузьмич делает вид, что он знающий врач. Он дважды дает определение хирургии и каждый раз по – разному, а потом обвиняет дьячка, говоря, что хирургия – дело тонкое. Восьмигласов сначала преклоняется перед Курятиным, а потом начинает давать советы и ругаться. )
Как автор передает речь героев? (Чаще всего это простые предложения, большое количество глаголов; много многоточий, что указывает на избыток чувств говорящих. )
Речь: лаконичные фразы, простые предложения, много глаголов, почти нет эпитетов. Эпитетов нет, т. к. очень неприглядно выглядит то, о чем он пишет.
Александр Сергеевич- важная личность, он написал:
6 НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПОЭМ,
12 ЗАКОНЧЕННЫХ ПОЭМ,
НАБРОСКИ И ПЛАНЫ К 6 ПОЭМАМ,
7 СКАЗОК,
15 ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
НЕСКОЛЬКО НАБРОСКОВ К ПОВЕСТЯМ И РОМАНАМ,
8 ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СТАТЬИ (МНОГИЕ НЕОКОНЧЕННЫЕ),
ЕСТЬ ЕЩЕ СТАТЬИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА,
Итого стихотворений- 783!