альный и лексико-семантический анализ, исследуем особенности лексических средств изображения образа лирического героя.
В стихотворении «Измучен бурей вдохновенья...» (цикл «Ante lucem») лирический герой изображен уставшим от своей бурной земной жизни и от прилива его собственных творческих сил. Он желает покинуть этот мир: «Измучен бурей вдохновенья, Весь опален земным огнем» [9]. Покалеченный душевно и лишенный сил, он осознает свои ошибки и в поисках искупления обращается к Богу: «Язычник стал христианином И, весь израненный, спешил Повергнуть ниц перед единым Остаток оскудевших сил» [9]. Бог и сам божественный мир видится герою абсолютным идеалом ему , однако высшие силы не дают ответа. Однако целебным оказывается даже само обращение к ним: «Стучусь в преддверьи идеала, ответа нет...», «Господь не внял моей молитве, Но чую - силы страстных дней Дохнули раненому в битве, Вновь разлились в душе моей» [9]. Несмотря на временный прилив сил, в душе лирического героя остаются глобальные вопросы, на которые он так и не находит ответа. Это терзает лирического героя: «Мне непонятно счастье рая, грядущий мрак, могильный мир» [9]. В итоге он вновь возвращается к прежней вольной жизни: его увлекает «язычница младая» и «зовет на дружественный пир» [9].
Осмысление своего пути, своего предназначения лирическим героем Блока продолжается дальше. В стихотворении «Я вам поведал неземное.» (цикл «Город») лирический герой противопоставляет себя другим людям, подчеркивает свою исключительность. Поэт мыслит себя пришедшим из вне, обособленным от всего общества, он преподносит людям то, что известно только ему: «Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле» [10, с. 212]. Ср. с данными словаря: «Неземное - сверхъестественное, чрезвычайное, исключительное» [5, с. 406].
Лирический герой пытается сблизиться с людьми посредством своего творчества, которое мыслится им как корабль, ладья. Им движет мечта - некая «отважная красота», которую он ищет «в каждом доме, в каждом крове» [10, с. 212]. Устремленный на поиски красоты («всего красивого, прекрасного, всего того, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» [5, с. 304]), герой разочаровывается. То, что предстает перед его взором, противоречит идеалам, «скамья ладьи красна от крови», так как мечта разрушена: «Я вижу: ваши девы слепы, У юношей безогнен взор» [10, с. 212]. В данном контексте внимание привлекает окказионализм безогнен в значении «лишенный внутреннего горения, страсти» [5, с. 444].
Вестник ТГПУ (Т&РиВЫШп). 2018. 6 (195)
Лирический герой гонит таких людей «во мглу», в «глухие склепы», так как они лишены черт «отважной красоты». Подчеркивая свою исключительность, герой предвещает людям скорое расставание («И скоро я расстанусь с вами»), для себя мыслит же воссоединение с высшим, божественным: «И вы увидите меня Вон там, за дымными горами, Летящим в облаке огня!» [10, с. 212]. Лирический герой настойчиво обращает внимание на свою исключительность и обособленность от других людей, он не намерен принимать ту обыденность, серость людей, стремится к возвышенному идеалу, в отличие от общества.
Объяснение:
Используя контексту-
альный и лексико-семантический анализ, исследуем особенности лексических средств изображения образа лирического героя.
В стихотворении «Измучен бурей вдохновенья...» (цикл «Ante lucem») лирический герой изображен уставшим от своей бурной земной жизни и от прилива его собственных творческих сил. Он желает покинуть этот мир: «Измучен бурей вдохновенья, Весь опален земным огнем» [9]. Покалеченный душевно и лишенный сил, он осознает свои ошибки и в поисках искупления обращается к Богу: «Язычник стал христианином И, весь израненный, спешил Повергнуть ниц перед единым Остаток оскудевших сил» [9]. Бог и сам божественный мир видится герою абсолютным идеалом ему , однако высшие силы не дают ответа. Однако целебным оказывается даже само обращение к ним: «Стучусь в преддверьи идеала, ответа нет...», «Господь не внял моей молитве, Но чую - силы страстных дней Дохнули раненому в битве, Вновь разлились в душе моей» [9]. Несмотря на временный прилив сил, в душе лирического героя остаются глобальные вопросы, на которые он так и не находит ответа. Это терзает лирического героя: «Мне непонятно счастье рая, грядущий мрак, могильный мир» [9]. В итоге он вновь возвращается к прежней вольной жизни: его увлекает «язычница младая» и «зовет на дружественный пир» [9].
Осмысление своего пути, своего предназначения лирическим героем Блока продолжается дальше. В стихотворении «Я вам поведал неземное.» (цикл «Город») лирический герой противопоставляет себя другим людям, подчеркивает свою исключительность. Поэт мыслит себя пришедшим из вне, обособленным от всего общества, он преподносит людям то, что известно только ему: «Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле» [10, с. 212]. Ср. с данными словаря: «Неземное - сверхъестественное, чрезвычайное, исключительное» [5, с. 406].
Лирический герой пытается сблизиться с людьми посредством своего творчества, которое мыслится им как корабль, ладья. Им движет мечта - некая «отважная красота», которую он ищет «в каждом доме, в каждом крове» [10, с. 212]. Устремленный на поиски красоты («всего красивого, прекрасного, всего того, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» [5, с. 304]), герой разочаровывается. То, что предстает перед его взором, противоречит идеалам, «скамья ладьи красна от крови», так как мечта разрушена: «Я вижу: ваши девы слепы, У юношей безогнен взор» [10, с. 212]. В данном контексте внимание привлекает окказионализм безогнен в значении «лишенный внутреннего горения, страсти» [5, с. 444].
Вестник ТГПУ (Т&РиВЫШп). 2018. 6 (195)
Лирический герой гонит таких людей «во мглу», в «глухие склепы», так как они лишены черт «отважной красоты». Подчеркивая свою исключительность, герой предвещает людям скорое расставание («И скоро я расстанусь с вами»), для себя мыслит же воссоединение с высшим, божественным: «И вы увидите меня Вон там, за дымными горами, Летящим в облаке огня!» [10, с. 212]. Лирический герой настойчиво обращает внимание на свою исключительность и обособленность от других людей, он не намерен принимать ту обыденность, серость людей, стремится к возвышенному идеалу, в отличие от общества.