На мой взгляд, это два совершенно разных невзаимоисключающих друг друга понятия.
Если бы во был поставлен иным образом, например: «Что лучше истина или ложь?
», - я бы могла сразу ответить: «Конечно, истина».
Но в пьесе Горького «На дне» поставлены именно эти два понятия, над которыми нужно много думать и рассуждать.
Прочитав пьесу «На дне», мы познакомились с двумя центральными фигурами, несущими за собой две разные идеологии.
Старик Лука, убежден, что человеку необходимо давать надежду, пусть даже она построена на лжи.
Он так проявляет свое сострадание к людям, таким образом пытается тем, кто находится на самом «дне» жизни, не имея возможности выбраться с этого «дна».
Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь никогда не изменится и поэтому пытается увести человека в мир иллюзий, веря, что «не всегда правдой душу вылечить».
И если изменить земную жизнь нельзя, Лука пытается хотя бы изменить взгляд человека на жизнь.
Казалось бы, зачем он все это делает?
Корысть?
Нет, не корысть движет Лукой.
Это понимает даже циничный, никому неверящий Бубнов: «Вот - Лука... много он врет... и без особой пользы для себя... » Пепел так же пытается разобраться: «Нет, ты скажи - зачем тебе все это... » Наташа задает во Луке: «Отчего ты - такой добрый?
». Отсюда видно, что Лука старается во благо тех, кому он и лжет.
Все было бы прекрасно, и я готова была бы уже сказать: «Да, сострадание - это прекрасно, оно дает надежду!
» - но это не совсем так, потому что, как мы видим по сюжету, сострадание Луки загубило несколько жизней ночлежников.
Итак, носителем истины является Сатин, картежник и шулер, который очень далек от того идеала человека, о котором сам постоянно говорит: «Человек!
Это - великолепно!
Это звучит ... гордо!
» Сатин эгоистичен, груб и высокомерен, он предлагает ночлежникам единственный выход - ничего не делать и сам не очень то хочет трудиться.
Он убежден, что человек должен принимать истину, какая бы жестокая она не была.
Но большинство жителей ночлежки отказываются слушать его, так как, конечно, лучше верить во что-то лучшее, нежели принимать правду жизни.
Сравнив две идеологии, модно сделать вывод, что те убеждения, которые приводил Сатин, годится только лишь для сильных людей, которых правда не «сломает».
Идеология Луки подходит тем людям, которые не принимать правду.
Может быть сострадание к ним других людей это их последняя надежда на дальнейшую жизнь, пусть даже в мире иллюзий.
И что же в итоге лучше: истина или сострадание?
С определенной точностью на этот во ответить нельзя, но я уверена, что и истина, и сострадание человеку необходимы.
1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление. Б)И.С.Тургенев ("Отцы и дети"), Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание", Л.Н.Толстой "Война и мир".
2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?
В)А.А.Фет
3.Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?
Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»
В)антитеза
5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
В)естественность и нравственность (Наташа Ростова)
6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?
В) Ф.М.Достоевский
7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?
В)самодур
8.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?
В) М.Е.Салтыков-Щедрин
9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.
Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события
10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Б)Павлоградский
11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?
Б)драма
12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».
Б)А.П.Чехов
13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?
А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина
14.Агафья Пшеницына – это героиня:
В)романа И.А.Гончарова «Обломов»
15.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»
В)Ф.И.Тютчев
16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?
В)Р.Раскольников
17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»
В)Ф.И.Тютчев
18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Б)Григорий Добросклонов
19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.
Б)греческий язык
20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это
Б)Платон Каратаев
21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?
Г)испачкался в крови вообще-то и А) забыл закрыть дверь, но это он поправил
22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:
Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица
23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда
А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием
24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж
Действительно, что лучше: истина или сострадание?
На мой взгляд, это два совершенно разных невзаимоисключающих друг друга понятия.
Если бы во был поставлен иным образом, например: «Что лучше истина или ложь?
», - я бы могла сразу ответить: «Конечно, истина».
Но в пьесе Горького «На дне» поставлены именно эти два понятия, над которыми нужно много думать и рассуждать.
Прочитав пьесу «На дне», мы познакомились с двумя центральными фигурами, несущими за собой две разные идеологии.
Старик Лука, убежден, что человеку необходимо давать надежду, пусть даже она построена на лжи.
Он так проявляет свое сострадание к людям, таким образом пытается тем, кто находится на самом «дне» жизни, не имея возможности выбраться с этого «дна».
Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь никогда не изменится и поэтому пытается увести человека в мир иллюзий, веря, что «не всегда правдой душу вылечить».
И если изменить земную жизнь нельзя, Лука пытается хотя бы изменить взгляд человека на жизнь.
Казалось бы, зачем он все это делает?
Корысть?
Нет, не корысть движет Лукой.
Это понимает даже циничный, никому неверящий Бубнов: «Вот - Лука... много он врет... и без особой пользы для себя... » Пепел так же пытается разобраться: «Нет, ты скажи - зачем тебе все это... » Наташа задает во Луке: «Отчего ты - такой добрый?
». Отсюда видно, что Лука старается во благо тех, кому он и лжет.
Все было бы прекрасно, и я готова была бы уже сказать: «Да, сострадание - это прекрасно, оно дает надежду!
» - но это не совсем так, потому что, как мы видим по сюжету, сострадание Луки загубило несколько жизней ночлежников.
Итак, носителем истины является Сатин, картежник и шулер, который очень далек от того идеала человека, о котором сам постоянно говорит: «Человек!
Это - великолепно!
Это звучит ... гордо!
» Сатин эгоистичен, груб и высокомерен, он предлагает ночлежникам единственный выход - ничего не делать и сам не очень то хочет трудиться.
Он убежден, что человек должен принимать истину, какая бы жестокая она не была.
Но большинство жителей ночлежки отказываются слушать его, так как, конечно, лучше верить во что-то лучшее, нежели принимать правду жизни.
Сравнив две идеологии, модно сделать вывод, что те убеждения, которые приводил Сатин, годится только лишь для сильных людей, которых правда не «сломает».
Идеология Луки подходит тем людям, которые не принимать правду.
Может быть сострадание к ним других людей это их последняя надежда на дальнейшую жизнь, пусть даже в мире иллюзий.
И что же в итоге лучше: истина или сострадание?
С определенной точностью на этот во ответить нельзя, но я уверена, что и истина, и сострадание человеку необходимы.
Б)И.С.Тургенев ("Отцы и дети"), Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание", Л.Н.Толстой "Война и мир".
2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?
В)А.А.Фет
3.Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?
Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»
В)антитеза
5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
В)естественность и нравственность (Наташа Ростова)
6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?
В) Ф.М.Достоевский
7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?
В)самодур
8.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?
В) М.Е.Салтыков-Щедрин
9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.
Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события
10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Б)Павлоградский
11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?
Б)драма
12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».
Б)А.П.Чехов
13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?
А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина
14.Агафья Пшеницына – это героиня:
В)романа И.А.Гончарова «Обломов»
15.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»
В)Ф.И.Тютчев
16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?
В)Р.Раскольников
17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»
В)Ф.И.Тютчев
18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Б)Григорий Добросклонов
19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.
Б)греческий язык
20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это
Б)Платон Каратаев
21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?
Г)испачкался в крови вообще-то и А) забыл закрыть дверь, но это он поправил
22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:
Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица
23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда
А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием
24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж
А)Гуров