Анализ стихотворения
Нет, им не суждены краса и Я повторяю их на память в полусне,
Они — минуты праздного томленья,
Перегоревшие на медленном огне.
Но все мне дорого — туман их появленья,
Их нарастание в тревожной тишине,
Без плана, вспышками идущее сцепленье:
Мое мучение и мой восторг оне.
Кто знает, сколько раз без этого запоя,
Труда кошмарного над грудою листов,
Я духом пасть, увы! я плакать был готов,
Среди неравного изнемогая боя;
Но я люблю стихи — и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.
5 что вы можете сказать о рассказчике?
Житков ни о чем не говорит приблизительно, понаслышке. Обо всем - как соучастник, сотрудник, знаток, профессионал, деятель. Язык произведений Житкова чужд рассудочности и отвлеченности выхолощенного книжного языка. Житков много жил и трудился вместе с народом, любил изображать труд и черпал словесное богатство из основных необъятных фондов народной речи, созданных людьми труда. Правде жизни, серьезности, суровости ее соответствует язык произведений Житкова, передающий крупные столкновения характеров, бурность событий, могущество труда. Все многочисленные профессии, которыми владел Житков, требовали от него меткости, и он будто внес эту меткость и в свою работу над словом.
Максим Горький ведет повествование в своем первом произведении «Макар Чудра» от лица главного героя. Мы становимся слушателями диалога о жизни, который старый цыган ведет с почти невидимым собеседником. Однако мы слышим лишь краткое возражение в начале диалога, далее старик разговаривает, отвечая сам себе.
Для чего Горький использовал такой литературный прием? Макар Чудра предстает пред нами, как поживший и немало повидавший за свою кочевую жизнь человек. Горький расположил его меж двух стихий: морем и бескрайней степью. Сам, подобно стихии, Чудра не нуждается в собеседнике, мощным потоком изливает он свои мысли. В повествовании героя мы чувствуем настроения автора, словно он сам разворачивает перед нами свои взгляды, свои впечатления. Путешествия по Бессарабии наполнили душу Горького вкусом свободы, его впечатлила гордость и независимость, яркость и талантливость вольных людей.
В лице Макара он в первой части диалога во о воле и неволе, отвечая самому себе, что ненужный и невольный человек канет в землю, словно и не выходил из нее. В истории двух цыган Лойко и Радды, которая стала осью произведения, Горький восхищается неукротимой волей и красотой. Но стоил ли воля того, чтобы покориться красоте? Должна ли красота угаснуть перед волей? Горький, устами Чудры, пересказывая эту щемящую сердце историю, рассуждает о смысле жизни, о достоинстве человека.
Будучи революционно настроенным писателем, Горький выводит волю, как свободу, на первый план своего произведения. Воля, пройдя три фильтра осмысления: героями, Чудрой и самим Горьким, предстает как жизненная необходимость, как фактор, позволяющий раскрыться многогранной душе человека.
Почему молодой собеседник молчит, кутаясь в шинель, почему не перечит? Этот молодой человек, тоже часть Максима Горького. Это тот Алексей Пешков, мальчик и юноша, талантливый от природы, но в силу сиротства и бедности вкусивший жизни в людях. Ему ли не знать, как труден путь к свободе духа для бедноты и крестьянства земли русской. Он соглашается молчаливо, он слушает историю любви, проживая каждый момент с ее героями. А старый рассказчик Макар Чудра изливает нам всю мудрость молодого писателя.