стихотворение «на холмах грузии лежит ночная » было написано пушкиным в 1829 году во время поездки поэта в закавказье. тогда пушкин был безнадежно влюблен в наталью гончарову, даже не надеясь на брак с ней. жанр— элегия.
стихотворение посвящено теме любви. описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви. два первых стиха (строки) пейзажную картину:
на холмах грузии лежит ночная мгла;
шумит арагва предо мною.
пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал. первый стих рисует холмы — возвышенности, поднятые к небу. второй — лежащую у ног поэта глубокую реку. третий и четвертый стихи характеризуют внутреннее состояние лирического героя. оно находится в согласии с окружающим пейзажем. чувства, испытываемые героем-автором, противоречивы: «грустно и легко» — это не только разные, но и трудно совместимые чувства. объяснение их дается в следующих строках:
мне грустно и легко; печаль моя светла;
печаль моя полна
введенное в стихотворение поэтическое «ты» (образ неназванной возлюбленной) становится источником света. именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой. следующие четыре стиха меняют интонацию. спокойно-печальная повествовательная интонация первого четверостишия делается более напряженной:
тобой, одной унынья моего
ничто не мучит, не тревожит,
и сердце вновь горит и любит — оттого,
что не любить оно не может.
последние строки особенно важны для понимания стихотворения и пушкинской концепции любви: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии.
стихотворение «на холмах грузии лежит ночная » было написано пушкиным в 1829 году во время поездки поэта в закавказье. тогда пушкин был безнадежно влюблен в наталью гончарову, даже не надеясь на брак с ней. жанр— элегия.
стихотворение посвящено теме любви. описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви. два первых стиха (строки) пейзажную картину:
на холмах грузии лежит ночная мгла;
шумит арагва предо мною.
пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал. первый стих рисует холмы — возвышенности, поднятые к небу. второй — лежащую у ног поэта глубокую реку. третий и четвертый стихи характеризуют внутреннее состояние лирического героя. оно находится в согласии с окружающим пейзажем. чувства, испытываемые героем-автором, противоречивы: «грустно и легко» — это не только разные, но и трудно совместимые чувства. объяснение их дается в следующих строках:
мне грустно и легко; печаль моя светла;
печаль моя полна
введенное в стихотворение поэтическое «ты» (образ неназванной возлюбленной) становится источником света. именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой. следующие четыре стиха меняют интонацию. спокойно-печальная повествовательная интонация первого четверостишия делается более напряженной:
тобой, одной унынья моего
ничто не мучит, не тревожит,
и сердце вновь горит и любит — оттого,
что не любить оно не может.
последние строки особенно важны для понимания стихотворения и пушкинской концепции любви: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии.