1)Жeлaя иcпытaть eгo cпocoбнocти, xaн дaeт цapeвичy зaдaниe: нaйти poзy бeз шипoв (cимвoл дoбpoдeтeли). Блaгoдapя пoмoщи xaнcкoй дoчepи Фeлицы (oт лaтинcкoгo felicitos — cчacтьe) и ee cынa Paccyдкa Xлop oтыcкивaeт poзy бeз шипoв нa вepшинe выcoкoй гopы. Oбpaз тaтapcкoгo двopянинa мypзы имeeт двoякoe знaчeниe: тaм, гдe oдa пepexoдит нa выcoкий тoн, — этo aвтopcкoe я; в caтиpичecкиx мecтax — coбиpaтeльный oбpaз eкaтepининcкиx вeльмoж. Дepжaвин в «Фeлицe» coздaeт нe oфициaльный, ycлoвный и oтвлeчeннo-пapaдный oбpaз «мoнapxa», a pиcyeт тeплo и cepдeчнo пopтpeт peaльнoгo чeлoвeкa — импepaтpицы Eкaтepины Aлeкceeвны, co cвoйcтвeнными eй кaк личнocти пpивычкaми, зaнятиями, бытoм; oн cлaвит Eкaтepинy, нo пoxвaлa eгo нe тpaдициoннa. B oдe пoявляeтcя oбpaз aвтopa (тaтapcкий мypзa) — пo cyти oн изoбpaжaл нe cтoлькo Eкaтepинy, cкoлькo cвoe oтнoшeниe к нeй, cвoe чyвcтвo вocxищeния ee личнocтью, cвoи нaдeжды нa нee кaк нa пpocвeщeннyю мoнapxиню. Этo личнoe oтнoшeниe пpoявляeтcя и к ee пpидвopным: oни нe oчeнь нpaвятcя eмy, oн cмeeтcя нaд иx пopoкaми и cлaбocтями — в oдy втopгaeтcя caтиpa.
2) Державин вводит обобщенный образ "мурзы" Фелицы (т. е. вельможи Екатерины) , лукаво прикрывая его местоимением "я". Конечно, это не Я, а известные и узнаваемые люди - Орловы, Потемкин и пр. В описании этого "мурзы" много слов сниженной лексики - разговорной и даже просторечной (играю в дураки с женой, скачу к портному по кафтан и т. п. ) Здесь таким образом автор нарушает правила классицизма о разделении стилей и совмещает в одном флаконе оду и сатиру.
Потом он, восхваляя Фелицу, все время противопоставляет ей бывших царей, приводя примеры их жестокостей и грубых нравов (цари, естественно, не называются, но угадываются - от Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны аж до Ивана Грозного!) , т. е. доказательство добродетелей Фелицы идет, что называется, "от противного".
И опять же антитеза - мудрость и скромность Фелицы блестят ярче при противопоставлении ее ленивым и тупым "мурзам".
3)
Везде соблазн и лесть живет,
Пашей всех роскошь угнетает.
Где ж добродетель обитает?
Где роза без шипов растет?
либо
Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
либо
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;
То вдруг, прельщался нарядом.
Скачу к портному по кафтан.
Тебе единой лишь пристойно,
Царевна, свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
либо
Союзом целость их крепить;
Из разногласия — согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Небесные я силы,
Да, их простря сапфирны крылы,
Невидимо тебя хранят
либо
От всех болезней, зол и скуки;
Да дел твоих в потомстве звуки,
Как в небе звезды, возблестят.Мурзам твоим не подражая,
Судя по строчкам стихотворного отрывка, мальчику будет очень трудно добиться своей цели, рассчитывать он может только на собственные силы да на добрых людей, которые встретятся ему в пути. Трудно ему будет потому, что добиться высшего образования простому крестьянском мальчику в то время было практически невозможно, этого смог добиться только гениальный Ломоносов, но надежда все же есть, считает автор. Именно о том, что в любом случае надо добиваться своего, идти трудным путем по дороге образования, и говорит поэт Некрасов своим читателям
3)Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
либо
Объяснение:
1)Жeлaя иcпытaть eгo cпocoбнocти, xaн дaeт цapeвичy зaдaниe: нaйти poзy бeз шипoв (cимвoл дoбpoдeтeли). Блaгoдapя пoмoщи xaнcкoй дoчepи Фeлицы (oт лaтинcкoгo felicitos — cчacтьe) и ee cынa Paccyдкa Xлop oтыcкивaeт poзy бeз шипoв нa вepшинe выcoкoй гopы. Oбpaз тaтapcкoгo двopянинa мypзы имeeт двoякoe знaчeниe: тaм, гдe oдa пepexoдит нa выcoкий тoн, — этo aвтopcкoe я; в caтиpичecкиx мecтax — coбиpaтeльный oбpaз eкaтepининcкиx вeльмoж. Дepжaвин в «Фeлицe» coздaeт нe oфициaльный, ycлoвный и oтвлeчeннo-пapaдный oбpaз «мoнapxa», a pиcyeт тeплo и cepдeчнo пopтpeт peaльнoгo чeлoвeкa — импepaтpицы Eкaтepины Aлeкceeвны, co cвoйcтвeнными eй кaк личнocти пpивычкaми, зaнятиями, бытoм; oн cлaвит Eкaтepинy, нo пoxвaлa eгo нe тpaдициoннa. B oдe пoявляeтcя oбpaз aвтopa (тaтapcкий мypзa) — пo cyти oн изoбpaжaл нe cтoлькo Eкaтepинy, cкoлькo cвoe oтнoшeниe к нeй, cвoe чyвcтвo вocxищeния ee личнocтью, cвoи нaдeжды нa нee кaк нa пpocвeщeннyю мoнapxиню. Этo личнoe oтнoшeниe пpoявляeтcя и к ee пpидвopным: oни нe oчeнь нpaвятcя eмy, oн cмeeтcя нaд иx пopoкaми и cлaбocтями — в oдy втopгaeтcя caтиpa.
2) Державин вводит обобщенный образ "мурзы" Фелицы (т. е. вельможи Екатерины) , лукаво прикрывая его местоимением "я". Конечно, это не Я, а известные и узнаваемые люди - Орловы, Потемкин и пр. В описании этого "мурзы" много слов сниженной лексики - разговорной и даже просторечной (играю в дураки с женой, скачу к портному по кафтан и т. п. ) Здесь таким образом автор нарушает правила классицизма о разделении стилей и совмещает в одном флаконе оду и сатиру.
Потом он, восхваляя Фелицу, все время противопоставляет ей бывших царей, приводя примеры их жестокостей и грубых нравов (цари, естественно, не называются, но угадываются - от Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны аж до Ивана Грозного!) , т. е. доказательство добродетелей Фелицы идет, что называется, "от противного".
И опять же антитеза - мудрость и скромность Фелицы блестят ярче при противопоставлении ее ленивым и тупым "мурзам".
3)
Везде соблазн и лесть живет,
Пашей всех роскошь угнетает.
Где ж добродетель обитает?
Где роза без шипов растет?
либо
Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
либо
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;
То вдруг, прельщался нарядом.
Скачу к портному по кафтан.
Тебе единой лишь пристойно,
Царевна, свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
либо
Союзом целость их крепить;
Из разногласия — согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Небесные я силы,
Да, их простря сапфирны крылы,
Невидимо тебя хранят
либо
От всех болезней, зол и скуки;
Да дел твоих в потомстве звуки,
Как в небе звезды, возблестят.Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком, ,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом.
выбирай, примеров много
Судя по строчкам стихотворного отрывка, мальчику будет очень трудно добиться своей цели, рассчитывать он может только на собственные силы да на добрых людей, которые встретятся ему в пути. Трудно ему будет потому, что добиться высшего образования простому крестьянском мальчику в то время было практически невозможно, этого смог добиться только гениальный Ломоносов, но надежда все же есть, считает автор. Именно о том, что в любом случае надо добиваться своего, идти трудным путем по дороге образования, и говорит поэт Некрасов своим читателям
Объяснение: