Написано не позднее 1829 года. Впервые опубликовано в "Галатее"(1829). Возможно, что в стихах "Живая колесница мирозданья/Открыто катится в святилище небес" запечатлена жизнь души. В диалоге "Федр" Платон создает образ души-колесницы, управляемой Эросом. Подобный образ возникает и в стихотворении В. Бенедиктова "К полярной звезде"(1835),где "колесница небес" "искрой полярной блестит".Полярная звезда у Бенедиктова -"времени буква",путеводный знак для заблудившегося. У Тютчева такой путеводной звездой представляется поэтический пророческий дар, преодолевающий беспамятство:
Беспамятство, как Атлас давит сушу; Лишь Музы девственную душу В пророческих тревожат боги снах!
Душа характеризуется прежде всего движением, как писал Аристотель. Её жизнь противостоит беспамятству, которое в образной системе Тютчева представлено в виде титана Атласа, что обречен на неподвижность, так как вынужден держать на своих плечах небесный свод. Атлас символизирует косность тела, мешающего душе жить
Возможно, что в стихах "Живая колесница мирозданья/Открыто катится в святилище небес" запечатлена жизнь души. В диалоге "Федр" Платон создает образ души-колесницы, управляемой Эросом. Подобный образ возникает и в стихотворении В. Бенедиктова "К полярной звезде"(1835),где "колесница небес" "искрой полярной блестит".Полярная звезда у Бенедиктова -"времени буква",путеводный знак для заблудившегося. У Тютчева такой путеводной звездой представляется поэтический пророческий дар, преодолевающий беспамятство:
Беспамятство, как Атлас давит сушу;
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!
Душа характеризуется прежде всего движением, как писал Аристотель. Её жизнь противостоит беспамятству, которое в образной системе Тютчева представлено в виде титана Атласа, что обречен на неподвижность, так как вынужден держать на своих плечах небесный свод. Атлас символизирует косность тела, мешающего душе жить