Анализ стихотворения в. набокова "на качелях". в листву узорчатую зыбко плеснула тонкая доска, лазури брызнула улыбка, и заблистали небеса. и на мгновенье, над ветвями, я замер в пламени весны, держась простёртыми руками за две звенящие струны. но ослепительно метнулась ликующая синева, доска стремительно качнулась, и снизу хлынула листва. и лиловеющая зелень вновь заслонила небосвод, и очарованно бесцелен дугообразный стал полёт. так реял я, то опускаясь, мелькая тенью по листам, то на приближаясь к недостижимым облакам. 1. обращая внимание на характер движения лирического героя, определите тип действия в стихотворении: меняется ли мир, то есть переходит от одного качественного состояния к другому, или мир остаётся тождественным самому себе, а действие связано с перемещением лирического героя. 2. отличается ли чем-нибудь движение лирического героя вверх на качелях от его движения вниз? или же "рисунок" этого движения совпадает? чем объясняется такие образные наименования атрибутов движения на качелях как: "плеснула тонкая доска", "держась простёртыми руками за две звенящие струны", "снизу хлынула листва"? можно ли сказать, что между движениями качелей вверх-вниз устанавливается какая-либо ценностная иерархия (если да, то либо же они равнозначны для лирического героя?
Интересно, что автор не говорит о том, что лирический герой управляет движением. Наоборот, его герой признается, что это тонкая досточка перемещает его, а он только подчиняется этому движению. Очарованно и бесцельно реет.
2. Характер движения вверх и вниз различен.
Движение "вверх" показано более тонким, оно описано подробнее, в замедленном времени. В высшей точке лирический герой на мгновение замирает, время останавливается: возникает ассоциация с молитвой. На это наталкивает поза героя с простертыми руками. А "две звенящие струны" передают невыразимое словами состояние души. Герой стремится удержаться в этом состоянии.
Движение вниз - стремительное проваливание в пучину радующейся его возвращению листвы, стремящейся задержать героя, закрывая собою небосвод.
Атрибуты движения вверх - плеск, брызги - радостные, светлые, они не могут погасить пламени обновления.
Атрибут движения вниз - хлынувший грубый и мощный поток, все сметающий на своем пути.
Чувствуется, что героя привлекает верх, он занимает больше места в стихотворении. Герой признается, что облака для него недостижимы, поэтому более ценны мгновения наверху, чем низ, который он не считает настоящей жизнью, быстро проскальзывая по ней тенью..