София избегает встречи с Чацким , поэтому увидев в темноте силуэт молодого человека приняла его за Чацкого и спряталась за колонну, подослав Лизу. Оказалось, что это был Молчалин. Тот, увидав столь любимую служанку, принялся изъясняться ей в любви, обьясняя отношения с Софьей своей ‘’Тактичной хитростью’’. Получилось так, что это слышала сама Софья, ну и Чацкий. Наконец к влюбленной приходит прозренье. Она в гневе называет Молчалина ужасным человеком. Тот бросается перед ней на колени, но девушка отталкивает его. Молчалин ползает перед ней, унижается, говорит, что шутил, но, видя, что это ни к чему не приведет, поднимается. София говорит Молчалину, чтобы он немедленно, до зари, покинул дом. «Как вы прикажете», — отвечает униженный Молчалин. После этого девушка начинает плакать и винить себя во всем. Внезапно появляется отец со слугами. Молчалина он прогоняет, а Софью обещает отослать из Москвы в Саратов, к тетке.
I. Вступительное словоЗадачи:Готовимся к написанию сочиненияПроследим связь фольклора с «Песней» II. БеседаВОПРОСЫ учителя:Что такое фольклор?Назовите черты фольклораПеречислите жанры фольклора. Какие из них наделены большим объемом?Как называется произведение Лермонтова? К какому жанру устного народного творчества автор обращается?Какие факты доказывают, что «Песня про купца Калашникова» - это действительно песня? (т.е. вспоминаем черты народной песни и ищем их в произведении Лермонтова) III. Заполнение таблицы Ребята, давайте сейчас с вами заполним таблицу.Таблица начерчена на доске. Черты народной песни в «Песне про купца Калашникова»Черты народной песниЕё наличие (отсутствие) в произведении Лермонтова Есть ли автор у народной песни?Для какой цели народная песня поется?Является ли «Песня про купца Калашникова» развлекательной?Кого и чему учит «Песня про купца Калашникова»?Давайте сейчас с вами проанализируем заполнение таблицы. IV. Образы поэмы- Как вы думаете, образы (герои) поэмы имеют что-то народное? Из каких жанров устного народного творчества взяты эти образы?Каким предстает Иван Грозный в песнях и в произведении Лермонтова?Каковы черты Алены Дмитриевны и что роднит ее со сказочными героинями?Кирибеевич и Калашников – былинные богатыри?Вывод: Образы для «Песни про купца Калашникова» Лермонтовым взяты из фольклора. V. Проблемные вопросыПочему Лермонтов обратился к русской старине, ко времени Ивана IV?«Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало глубоко современно. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить честь жены и своё благородное имя. Поэма заставляет задуматься над вопросами о судьбе и нравах человеческой личности». И.АндрониковОбобщение учителя:- 1837г убивают Пушкина, Лермонтов пишет «Смерть поэта», потом «Песню про купца Калашникова».- Лермонтов выбирает жанр песни и берет из народных песен образ Ивана Грозного.Кто главный герой «Песни про купца Калашникова»?Почему выбрана именно эпоха Ивана Грозного?Кого и чему учит «Песня про купца Калашникова»? VI. Выводы по урокуУчитель с вопросов подводит итоги урока.СКАЧАТЬ:ВложениеРазмер konspekt_uroka_literatury_v_7_klasse.doc38 КБПредварительный просмотр:Конспект урока литературы в 7 классеТема урока: «Фольклорные мотивы (традиции) в «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова»I. Вступительное словоЗадачи:Готовимся к написанию сочиненияПроследим связь фольклора с «Песней»II. БеседаВОПРОСЫ учителя:Что такое фольклор?Назовите черты фольклораПеречислите жанры фольклора. Какие из них наделены большим объемом?Как называется произведение Лермонтова? К какому жанру устного народного творчества автор обращается?Какие факты доказывают, что «Песня про купца Калашникова» - это действительно песня? (т.е. вспоминаем черты народной песни и ищем их в произведении Лермонтова)III. Заполнение таблицыРебята, давайте сейчас с вами заполним таблицу.Таблица начерчена на доске.Черты народной песни в «Песне про купца Калашникова»Черты народной песниЕё наличие (отсутствие) в произведении ЛермонтоваЕсть ли автор у народной песни?Для какой цели народная песня поется?Является ли «Песня про купца Калашникова» развлекательной?Кого и чему учит «Песня про купца Калашникова»?Давайте сейчас с вами проанализируем заполнение таблицы.IV. Образы поэмы- Как вы думаете, образы (герои) поэмы имеют что-то народное? Из каких жанров устного народного творчества взяты эти образы?Каким предстает Иван Грозный в песнях и в произведении Лермонтова?Каковы черты Алены Дмитриевны и что роднит ее со сказочными героинями?Кирибеевич и Калашников – былинные богатыри?Вывод: Образы для «Песни про купца Калашникова» Лермонтовым взяты из фольклора.V. Проблемные вопросыПочему Лермонтов обратился к русской старине, ко времени Ивана IV?«Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало глубоко современно. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить честь жены и своё благородное имя. Поэма заставляет задуматься над вопросами о судьбе и нравах человеческой личности». И.АндрониковОбобщение учителя:- 1837г убивают Пушкина, Лермонтов пишет «Смерть поэта», потом «Песню про купца Калашникова».- Лермонтов выбирает жанр песни и берет из народных песен образ Ивана Грозного.Кто главный герой «Песни про купца Калашникова»?Почему выбрана именно эпоха Ивана Грозного?Кого и чему учит «Песня про купца Калашникова»?VI. Выводы по урокуУчитель с вопросов подводит итоги урока.