Древнерусская литература едина и похожа на живой, пульсирующий организм. Bеликая русская литература началась не с мелкотемья, а с дерзкого и великого стремления русских предков постичь тайное тайных мироздания – «смысл человеческой жизни» . Об этом, кстати, свидетельствует и нравственно-философская основа славянской азбуки. Как стать человеком, каким быть человеку? – вот чем озабочены безымянные авторы многих произведений. Идеал древнерусской литературы – человек духовно-нравственный, устремленный в мыслях и поступках к «миру горнему» . Герои разные по своему социальному положению: князья, святые-подвижники, воины, реже – дружинники, ремесленники. Каждый из них человек с ярко и живо выписанным характером: мудрые политики и крепкие семьянины князья Ярослав и Владимир Мономах, безрассудный в своих поступках князь Игорь, лукавые и коварные в язычестве и достойные в христианстве великие князья Ольга и Владимир, знаменитые своими походами и воинской доблестью «вещий» Олег и Святослав, предатель «окаянный» Святополк, «ангел земной» Сергий Радонежский, «интеллигент» диссидентского плана Даниил Заточник, нежные и кроткие в своем смирении мужественные братья – князья, страстотерпцы Борис и Глеб, мятежный и неистовый в христианском правдолюбии протопоп Аввакум, ласковые, мужественные и до конца своим мужьям Ярославна, Ефросинья, Феврония и многие другие. Образы одновременно непохожие один на другой, но схожие в главном: это русские люди, со своим национальным менталитетом, отличным от других народов. Читая эти произведения, учащиеся знакомятся с каноном древнерусской литературы, ее жанрами, убеждаясь в процессе работы в «монументальности и величии целого» .
Путь Мцыри внутренне замкнут. Ребенок, в котором едва затеплилась жизнь, оказывается на краю гибели, причем эта гибель грозит ему в стенах того же монастыря откуда он бежал. Она обусловлена не личными свойствами монахов, а изначальной судьбой, причинами, лежащими вне личности Мцыри, хотя эти причины и наложили свой отпечаток на противоречивость облика героя. Сомнения не касаются духовных ценностей и поступков Мцыри и проистекают из внешних условий, обусловлены "судьбой" "Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной! " Судьба, преследующая Мцыри, олицетворена в образе монастыря, перед которым вновь оказался Мцыри после трагических скитаний. Мцыри победил свою физическую слабость в битве с Барсом, но победить "судьбу", уготовившую для него жизнь в чужом краю, он не мог. Изначальная обреченность героя, который всеми силами порывается убежать от судьбы, торжествует
Как стать человеком, каким быть человеку? – вот чем озабочены безымянные авторы многих произведений. Идеал древнерусской литературы – человек духовно-нравственный, устремленный в мыслях и поступках к «миру горнему» . Герои разные по своему социальному положению: князья, святые-подвижники, воины, реже – дружинники, ремесленники. Каждый из них человек с ярко и живо выписанным характером: мудрые политики и крепкие семьянины князья Ярослав и Владимир Мономах, безрассудный в своих поступках князь Игорь, лукавые и коварные в язычестве и достойные в христианстве великие князья Ольга и Владимир, знаменитые своими походами и воинской доблестью «вещий» Олег и Святослав, предатель «окаянный» Святополк, «ангел земной» Сергий Радонежский, «интеллигент» диссидентского плана Даниил Заточник, нежные и кроткие в своем смирении мужественные братья – князья, страстотерпцы Борис и Глеб, мятежный и неистовый в христианском правдолюбии протопоп Аввакум, ласковые, мужественные и до конца своим мужьям Ярославна, Ефросинья, Феврония и многие другие. Образы одновременно непохожие один на другой, но схожие в главном: это русские люди, со своим национальным менталитетом, отличным от других народов. Читая эти произведения, учащиеся знакомятся с каноном древнерусской литературы, ее жанрами, убеждаясь в процессе работы в «монументальности и величии целого» .
Ребенок, в котором едва затеплилась жизнь, оказывается на краю гибели, причем эта гибель грозит ему в стенах того же монастыря откуда он бежал.
Она обусловлена не личными свойствами монахов, а изначальной судьбой, причинами, лежащими вне личности Мцыри, хотя эти причины и наложили свой отпечаток на противоречивость облика героя.
Сомнения не касаются духовных ценностей и поступков Мцыри и проистекают из внешних условий, обусловлены "судьбой" "Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной! "
Судьба, преследующая Мцыри, олицетворена в образе монастыря, перед которым вновь оказался Мцыри после трагических скитаний.
Мцыри победил свою физическую слабость в битве с Барсом, но победить "судьбу", уготовившую для него жизнь в чужом краю, он не мог. Изначальная обреченность героя, который всеми силами порывается убежать от судьбы, торжествует