Большая и красивая березка росла в лесу с тремя маленькими дочками-тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза-мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом - от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки дрожали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, мои дети, молния не заметит вас за моими ветвями». Не успела Береза-мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить ее, но она все-таки устояла. Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она пошелестела: «Не бойтесь, мои дети, я с вами. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой ствол зарастет мхом, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы-матери рухнул, не задев ни одной из трех тонкоствольных дочек.
Вы видели в лесу возле березок поросший мхом и травой ствол березы? Если вы набредете в лесу на это место, присядьте отдохнуть на ствол Березы – он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...
1. Выпишите предложение, в котором заключена основная мысль текста.
2. Определите, в какой части оно находится: вступление, основная часть, заключение.
Главные герои рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник» русские офицеры, попавшие в плен к татарам, и маленькая девчушка из татарского аула. Несмотря на то, что Жилин и Дина разные и по возрасту и по национальности они быстро находят общий язык. Их дружба – это основной сюжет рассказа. Жилин не озлобился и не считал врагом маленькую девочку, жалел ее , дарил ей сделанные им из глины куклы. В ответ и девочка привыкла к пленнику, подкармливала его и решила ему , даже понимая, что ее накажут. Автор хотел показать как важно для человека быть смелым, отзывчивым и преданным. И Дина и Жилин хорошие добрые люди которым можно доверится остальное я тебе лично объясню если спросишь-.-
1. Какие черты характера Жилина и Дины раскрываются в данном эпизоде? Почему вы так считаете?
Началло дружбы.Потому что Жилин слепил куклу ещё лутше чем предыдущая и отдал Дине , а ей понравились куклы и она хотела тоже сделать добро Жилину: " Сделал Жилин другую куклу, еще лучше, — отдал Дине. Принесла раз Дина кувшинчик, поставила, села и смотрит на него, сама смеется, показывает на кувшин.
«Чего она радуется?» — думает Жилин. Взял кувшин, стал пить. Думает, вода, а там молоко. Выпил он молоко, — «хорошо», говорит. Как взрадуется Дина! "
2. Какую проблему поднимает автор в этом эпизоде?
Дружба с человеком : "И с тех пор стала она ему каждый день, крадучи, молока носить. А то делают татары из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах, — так она эти лепешки ему тайком принашивала. А то раз резал хозяин барана, — так она ему кусок баранины принесла в рукаве. Бросит и убежит."
3. Какую роль играет этот эпизод в рассказе?
Этот эпизод играет важнеёшую роль в рассказе ведь если бы Жилин небыл бы на все руки мастером то он бы неподружился с Диной не расположился бы возле татар : " Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье мастер был.
Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу.
Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. Жилин снял куклу, подает им. Они смеются, а не смеют взять. Оставил он куклу, ушел в сарай и смотрит, что будет?
Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала. " если бы Жилин небыл бы на все руки мастером то этого ничего бы небыло .