Главный источник комизма у Гоголя – это несоответствие претензий героев и их истинной сущности. Смешно не то само по себе, что городничий, например, берет взятки, потворствует казнокрадству и безделью чиновников. Смешно то, что он при этом старается выставить себя «главой города», чуть ли не образцовым правителем. Отсюда его забота о внешней благопристойности. Наставления, которые он дает чиновникам, глубоко комичны внутренне, так как наглядно показывают: городничий думает не о сущности, а о внешности. Арапник из суда надо убрать «на время», а как проедет ревизор, можно его опять повесить; больных следует не лечить по-настоящему, а надеть на них чистые колпаки.
Вроде бы в лике змея
Ему была суждена смерть от петрова плкча, агрикова меча
В монастыре у какого-то человека
Село не помню
Как мать и отец, любили всех кроме грабежа
Они появились в общем гробу
Какой-то мазью
Брат древолаз боится упасть с дерева и помереть, а отец и мать не помню
От яда змия даже
Если он выйдет за нее
Она за столом не умеет сидеть, а после еды собирает крошки, как голодная
Воздух с ликами святых
Столько, сколько Феврония повелела отрезать сама
Наверное он вышел просто за бедную девку и этим нарушил закон
Собака бы услышала, а дитятко увидело
А насчет борьбы тоже не знаю
Ну, что знал, то и написал
Главный источник комизма у Гоголя – это несоответствие претензий героев и их истинной сущности. Смешно не то само по себе, что городничий, например, берет взятки, потворствует казнокрадству и безделью чиновников. Смешно то, что он при этом старается выставить себя «главой города», чуть ли не образцовым правителем. Отсюда его забота о внешней благопристойности. Наставления, которые он дает чиновникам, глубоко комичны внутренне, так как наглядно показывают: городничий думает не о сущности, а о внешности. Арапник из суда надо убрать «на время», а как проедет ревизор, можно его опять повесить; больных следует не лечить по-настоящему, а надеть на них чистые колпаки.