Сюжет романа «Пруд» — внефабульный, это — история изменения авторского самосознания. Движение сюжета понятно только в контексте развития мировосприятия Ремизова, происходящего симультанно процессу работы над романом. И здесь существенную роль играет восприятие и усвоение автором (еще раз напомню, — ссыльным революционером) космогонических, антропологических и эсхатологических представлений, сохраненных в апокрифической литературе.
Предмет нашего исследования — первая редакция романа «Пруд», опубликованная в 1905 г.10. Для понимания историко-бытового контекста романа существенно то, что процесс его создания обсуждался Ремизовым в разговорах, а затем в переписке со Щеголевым. После завершения работы над текстом находившийся вне Петербурга писатель передал законченное произведение тому же Щеголеву для редактирования и поиска возможностей его публикации.
Овойне — это память народа о грозных и трагических годах. эту память несут в себе повести в. в. быкова, б. л. ва сильева, а. и. и многие другие произведения. книги о войне напоминают, какой дорогой ценой досталась победа и в какой тяжелой обстановке фронта происходила проверка и закалка характеров людей. рассказ м. шолохова «судьба человека» занимает видное место в хх века. в судьбе андрея соколова отразилась судьба тех, кто вынес на своих плечах все тяготы войны, познал неимоверные страдания и сохранил в себе человека. его судьба отмечена чертами подлинной трагедии, героики и подвига во имя родины. «судьба человека» — это эпическое произведение. эпичность в нем сочетается с драматизмом сюжетных ситуаций и задушевной авторской лиричностью, что составляет единый художественно-целостный сплав. начинается рассказ широкой картиной весны и неторопливым эпическим повествованием автора-рассказчика (в рассказе функции автора и повествователя неразделимы), казалось бы, о незначительных событиях — о том, как он оказался на берегу, о незамысловатой переправе в дырявой лодчонке через широко разлившуюся в половодье речушку, о промокших папиросах, которые пришлось сушить, разложив на плетне. рассказывает он о приметах весны, как под сапогами хлюпает «размокший снег», о сырости, поднимавшейся от воды, и терпкой горечи гниющей ольхи и о том, как «легкий ветерок» принес с дальних степей «извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли». это не просто описание весеннего дня. это первая послевоенная весна! поэтому рядом с этой полнозвучной картиной весеннего дня повествователь рисует другую картину: «вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне». завязался разговор между случайно встретившимися людьми. повествователь, присмотревшись к собеседнику, содрогнулся: «я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? вот такие глаза были у моего случайного собеседника». рассказ андрея соколова о своей жизни составляет основу сюжета произведения. рассказ насыщен острыми драматическими событиями (первый и второй побег андрея соколова из плена, его столкновение с мюллером, похороны сына, погибшего в последний день войны, встреча с ванюшкой и его усыновление и сюжет рассказа разворачивается одновременно в двух планах: в прошлом — когда совершались события, о которых андрей соколов повествует, и в настоящем — в момент повествования. это одновременное присутствие героя там и здесь достигается передачей единства его чувств. он сейчас переживает страдания плена и боль невозместимых утрат так же остро и глубоко, как и тогда, на войне, когда обрушились они на него впервые.
Сюжет романа «Пруд» — внефабульный, это — история изменения авторского самосознания. Движение сюжета понятно только в контексте развития мировосприятия Ремизова, происходящего симультанно процессу работы над романом. И здесь существенную роль играет восприятие и усвоение автором (еще раз напомню, — ссыльным революционером) космогонических, антропологических и эсхатологических представлений, сохраненных в апокрифической литературе.
Предмет нашего исследования — первая редакция романа «Пруд», опубликованная в 1905 г.10. Для понимания историко-бытового контекста романа существенно то, что процесс его создания обсуждался Ремизовым в разговорах, а затем в переписке со Щеголевым. После завершения работы над текстом находившийся вне Петербурга писатель передал законченное произведение тому же Щеголеву для редактирования и поиска возможностей его публикации.