Ч. Айтматов. Плаха -Реалистичен ли образ Авдия?
Возможны ли в жизни такие люди? Как им живется? Не встречали ли вы подобных среди современной молодежи? Какие чувства он у вас вызывает? (скептицизм, жалость, недоверчивость, опасность и т.д.)
-Проблема совести решается через любимый образ писателя Бостона
Существует в критике мнение, что герои Ч. Айтматова в “Плахе” – жертвы рока.
-Считаете ли вы Бостона жертвой рока?
-Против чего он борется? И кого? (Он не с роком борется, не с судьбой! Он выступает против универсальной развратной религии вооруженного превосходства. Ему противостоит совхозный парторг Кочкорбаев, тоскующий по былым временам; подлец Базарбай). Это тот же Едигей, который хочет честно жить и работать, не более того. Однако жестокий, чуждый, враждебный мир приходит к Бостону – не за его грехи, за чужие.
Приходит трагедия, в которой он не виноват, а расплачиваться – ему.
Он восходит на свою плаху.
- Как вы понимаете смысл названия “Плаха”?
VI Д./з. Написать сочинение –миниатюру по теме:
«Протест против наркомании в романе Ч. Айтматова "Плаха»»
«Образ Авдия К.»
- Правдоподобен ли образ Авдия?
- Типичен ли он для современного человека?
Увидел Соловей-разбойник Илью Муромца и засвистел громко. Поднялся сильный ветер. Деревья в лесу согнулись и застонали. Конь нашего богатыря не устоял и попятился. Соловьище разбойное грозно крикнуло: «Чую, человечиной пахнет! Это кто потревожил мой покой? Кто осмелился вступить в моё лютое царство? Кто не побоялся моей силы звериной? Не сносить такому смельчаку головы!»
«Это я — Илья Муромец потревожил тебя, идолище, — отвечает разбойнику богатырь. — Много невинных душ загубил ты здесь, в своём царстве поганом. Пришла пора ответить тебе за все свои преступления!»
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он
И вот ушел за небосклон.
Поэт не спешит отвести взор от коршуна, он любуется его стремительным полетом. Зарисовка становится зримой благодаря контрастно обозначенному пространству: «поляна» — «небо» и «небосклон», точным словам, смысловой вектор которых направлен вверх («высоко», «все выше», «дале»), нагнетанию глаголов действия: «поднялся», «взвился», «вьется», «ушел».
Заключительный катрен стихотворения Тютчева — это осмысление темы человека, который, обладая стремлением к горнему, обречен влачить свою жизнь в суетном и скорбном мире:
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..
Поэтическая образность создается за счет разной соотнесенности образов. Так, соотнесены по ассоциации небо, небосклон — два мощных, два живых крыла; пот — пыль. Возможно и контрастное взаимодействие образов: небо, небосклон, крылья — поляна, земля; я — коршун. По сходству соотнесены образы поляна — земля; по смежности — пыль — земля. Образы могут соотноситься по умозаключению: я — царь земли.