1. Автор и название стихотворения.2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:А) Ритм стиха, стихотворный размер:Ямб U┴Хорей ┴UАнапест UU┴Амфибрахий U┴UДактиль ┴UUДольникВерлибр / свободный или белый стих/Акцентный стих.┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/. Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:О как на склоне наших дней 8 слоговНежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритмаСияй, сияй прощальный свет 8 слоговЛюбви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма В) РифмыСмежная/парная/ААВВПерекрёстная АВАВРифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:Знали бы вы,Ближний и дальний,Как головыСобственной жаль мне-Бога в орде!Степь, каземат-Рай – это гдеНе говорят! Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.И крутится в моём мозгу:Мазурка, море, смерть, Марина4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.5) Какую лексику использует автор:- бытовую, повседневную- литературную, книжную- публицистическую- архаизмы, устаревшие слованеологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/ 6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:- сам автор- рассказ от лица персонажа
Древнегреческие мифы и легенды повествуют о 12 подвигах Геракла. Последним из них (в некоторых античных источниках - предпоследним) подвигом Геракла было его путешествие за яблоками Гесперид по приказу Эврисфея. Эти яблоки росли на золотой яблоне, которую мать-земля вручила подарила Гере - жене Зевса. Они росли в волшебном саду на склонах Атласских гор. Здесь же паслись стада титана Атланта, который держал небесный свод на своих плечах. Охранял яблоки стоглавый дракон Ладон. Сад с яблонями окружали толстые стены. Чтобы отыскать путь к Атланту, Геракл подкараулил морского бога Нерея на берегу моря, схватил и держал, пока тот не указал дорогу. По дороге Геракл победил великана Антея, а также убил египетского царя Бусириса, который собирался принести Геракла в жертву. Гераклу принес из сада яблоки сам Атлант, пока Геракл держал небесный свод за него. Атлант хотел обмануть Геракла, оставив его держать небо. Он предложил отнести яблоки Эврисфею, а Геракл в это время будет держать небесный свод. Однако Геракл понял, что титан хочет его обмануть. Он не подал виду и согласился, но попросил Атласа сменить его ненадолго, а когда Атлант взял на плечи небо, Геракл ушёл.
Чтобы отыскать путь к Атланту, Геракл подкараулил морского бога Нерея на берегу моря, схватил и держал, пока тот не указал дорогу. По дороге Геракл победил великана Антея, а также убил египетского царя Бусириса, который собирался принести Геракла в жертву.
Гераклу принес из сада яблоки сам Атлант, пока Геракл держал небесный свод за него. Атлант хотел обмануть Геракла, оставив его держать небо. Он предложил отнести яблоки Эврисфею, а Геракл в это время будет держать небесный свод. Однако Геракл понял, что титан хочет его обмануть. Он не подал виду и согласился, но попросил Атласа сменить его ненадолго, а когда Атлант взял на плечи небо, Геракл ушёл.