Часть 1. Как я знаю теоретические понятия
1. Определите стихотворный размер
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
2. Эпитет – это …
А) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета для большей выразительности;
Б) образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным;
В) изображение одного явления с сопоставления его с другим;
Г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы.
3. Выберите стихотворные размеры с ударением на первом слоге.
А) Анапест
Б) Амфибрахий
В) Дактиль
Г) Хорей
Д) Ямб
4. Какого средства художественной выразительности нет в отрывке из стихотворения А.С.Пушкина?
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела...
A) эпитет
Б) сравнение
В) гипербола
Г) обращение
Д) олицетворение
5. Укажите жанр произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»:
А) Повесть
Б) Сказка
В) Сказка-быль
Часть 2. Как я знаю творчество писателей и поэтов
1. Кто автор строк?
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали…
А) А. С. Пушкин
Б) И.А. Бунин
В) В. А. Жуковский
Г) С. А. Есенин
2. Кто автор строк?
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд…
А) А. С. Пушкин
Б) И.А. Бунин
В) В. А. Жуковский
Г) С. А. Есенин
3. Кто автор строк?
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди…
А) Н. М. Рубцов
Б) А.А. Ахматова
В) К.М. Симонов
Г) С. А. Р. Гамзатов
4. Кто автор строк?
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей…
А) Н. М. Рубцов
Б) А.А. Ахматова
В) К.М. Симонов
Г) С. А. Р. Гамзатов
5. Напишите каждому автору свое произведение
1) А.С.Пушкин –
2) Н.В.Гоголь –
3) В.А.Жуковский –
4) И.С.Тургенев –
5) А.П.Чехов –
6) А.И.Куприн –
7) В.Г.Короленко –
8) М.М.Пришвин –
9) И.А. Бунин –
10) В.П.Астафьев –
Часть 3. По страницам художественных произведений
1. Как звали сыновей Тараса Бульбы
А) Валек и Вася
Б) Остап и Андрий
В) Дмитрий и Даниил
г) Сергей и Иван
2. Почему повесть Л.Н. Толстого «Детство» названа автобиографической?
А) Автор пишет о своих близких
Б) В повести изображена родовая усадьба Толстых
В) Автор описывает свое детство
3. Слепая елань (топкое место в болоте) в произведении «Кладовая солнца» называлась так, потому что:
А) Люди, попав в нее, теряли зрение;
Б) Здесь росли цветы, которые народ зовет «куриная слепота»;
В) Внешне она никак не отличалась от остального болота.
4. По описанию портрета литературного персонажа назовите героя.
«В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе…»
А) Андрей Гаврилович Дубровский
Б) Владимир Андреевич Дубровский
В) Кирила Петрович Троекуров
Г) Шабашкин
5. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утёс», «Парус»?
А) гражданская тематика
Б) вольнолюбие
В) пейзаж
Г) одиночество
комедия «недоросль» была написана д. и. фонвизиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии xviii века. это произведение классицизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.
классицизм — направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств», соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально- тематики над античной.
д. и. фонвизин соблюдает в «недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи простаковой и действие происходит в течение 24 часов. но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. любовный конфликт является основным. герои комедии делятся на отрицательных ( простакова, господин скотинин) и положительных (милон, стародум, софья). автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: правдин, скотинин, вральман. положительные герои — стародум, софья, милон — говорят правильным языком, их речь поучительна; отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, простакова говорит: «а ты, скот, подойди поближе. не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. < > скажи, болван, чем ты оправдаешься? »). речь героев является средством характеристики героев. четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «всякий женись на своей невесте», «век живи, век учись», «не хочу учиться, хочу жениться»).
комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. комедия носила злободневный характер, ведь д. и. фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. эта пьеса стала предшественницей комедии а. с. грибоедова «горе от ума».