Часть А 1. Выберите, какие из данных литературных течений в русской поэзии начала ХX века, в своем названии не содержат значение, которое в переводе с латинского означает «будущее».
А)Футуризм Б)Символизм В) Акмеизм Г)Имажинизм.
2.Выберите, каким русским писателям была присуждена Нобелевская премия по
литературе?
А)Шолохову; Б)Солженицыну; В)Пастернаку; Г)Бунину; Д)Бродскому.
3.Как в литературоведении называют эпические произведения писателей-фронтовиков, посвященные изображению военных лет?
А)Деревенская проза; Б)Военная проза; В)Лагерная проза
4.Ф.М.Достоевский стал известным в литературных кругах после опубликования
А) повести «Бедные люди»;
Б) романа «Преступление и наказание» В) романа «Идиот».
5. Назовите, известные Вам, произведения М.А,Бугакова, В.В.Маяковского и В.Г.Распутина
6. К какому литературному течению принадлежала А.Ахматова?
А)Акмеизм; Б) Символизм; В)Имажинизму; Г)Футуризм
7. Какой награды был удостоен Б. Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»?
А) Ленинской премии в области литературы
Б).Международной премии «Этна Таормина»
В) Нобелевской премии
8. Выберите, к каким из данных литературных направлений не от¬носил себя В. Маяковский:
А)Символизм Б)Акмеизм В) Футуризм Г)Имажинизм
9. Выберите, каким поэтам М. Цветаева посвящала цикл своих стихотворений:
А) А. А. Блок В)А. С. Пушкин Г)О.Э.Мандельштам Д)В.В.Маяковский Е) С.А Есенин
10. Выберите, к каким из данных литературных направлений не принадлежала А.Ахматова?
А)Акмеизм Б) Символизм В)Имажинизм Г)Футуризм Д)Сентиментализм
11.Какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым?
А) «Парус» Б) «Герой нашего времени» В) «Смерть поэта».
12. Какой род литературы не господствовал во второй половине XIX века?
А) проза Б) поэзия В) драматургия.
13.Определите фамилии писателей XX века:
А)Б. Л. Пастернак В) Ф.И.Тютчев
Б)М.Булгаков Г) А.К.Толстой
14. Укажите автора и название произведения, в котором дан «психологический отчет одного преступления»:
А) А. Островский «Бедные люди» Б) Л. Толстой «Живой труп»
В) Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» Г) А. Чехов «Дядя Ваня»
Д) Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
15.Выберите, какие из данных поэтов, не являются «шестидесятниками»:
А) А.Вознесенский Б)А.Ахмадуллина В)А. С. Пушкин Г)О.Э.Мандельштам Д)В.В.Маяковский Е) С.А Есенин
16. Выберите, какие произведения, по мнению литературоведов, не принадлежат к жанру роман-эпопея:
А)«Тихий Дон» Б) «Война и мир» В) «Преступление и наказание» Г)Идиот
17. Выберите, к каким из данных литературных направлений не принадлежал А.Блок.
А)Футуризм Б)Акмеизм В)Символизм Г)Имажинизм
18. Выберите, к каким из данных направлений не относит себя М. Цветаева:
А)Футуризм Б)Символизм В) Акмеизм Г)Имажинизм.
19.Выберите, какие из данных произведений М. Булгакова, литературоведы не называют его «за¬катным романом?
А) «Театральный роман» В) «Бег»
Б) «Жизнь господина де Мольера» Г) «Мастер и Маргарита»
20.Сформулируйте 3 основных признака, по которым можно определить жанр «Тихого Дона» М.А.Шолохова как роман-эпопея. Напишите данные признаки.
Часть Б
Прочитайте текст произведения. Сформулируйте основную мысль произведения. Выпишите из данного стихотворения изобразительно-выразительные средства(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
В тени у высокой колонн
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
25 октября 1902
1)г
2)
3)Эпитеты:
МИЛЫЙ друг далеко...
с ТАЙНОЙ робостью она в зеркало глядится
СТАТНЫЙ гость к крыльцу идет
Олицетворения:
Ворон каркает: печаль!
КРИКНУЛ жалобно сверчок
тяжко НОЕТ грудь
Метафоры:
МЕРТВОЕ молчанье
Сердце вещее ДРОЖИТ
Слава - ДЫМ
Свет - СУДЬЯ ЛУКАВЫЙ
Да пронесется мимо БЕДСТВИЯ РУКА
Сравнения:
Мертвец (ЛИК МРАЧНЕЕ НОЧИ)
Мчат, КАК БУДТО НА КРЫЛАХ, санки кони рьяны
В ней душа КАК ЯСНЫЙ ДЕНЬ
КАК ПРИЯТНЫЙ РУЧЕЙКА БЛЕСК НА ЛОНЕ ЛУГА,будь вся жизнь ее светла
Гиперболы:
От копыт их ПОДНЯЛАСЬ ВЬЮГА под ногами
ТЬМА ЛЮДЕЙ во храме
Снег валит КЛОКАМИ
4) г
5) в
6) в
7) 1)в
2)б
3)a
8)б
9)г
10)в
Мигель Сервантес иносказательно-иронически изобразил
приключений героя, пародирующего своим обликом,
языком и действиями облик, деяния и язык героев
рыцарской эпики.
Преследуя цель осмеять и тем самым дискредитировать
в глазах читателя рыцарские романы, о чём прямо заявлено
в Прологе к первой части, автор "Дон Кихота" создал
не литературную пародию как таковую, а новый тип
повествования.
Трансформируя мотив "свихнутости" героя Сервантес
представляет "рассудительное сумасшествие" Дон Кихота
как особое состояние сознания человека, находящегося
в положении читателя созидаемого им в процессе
чтения текста.
Воспоминания о былой славе предков смешались в сознании
Дон Кихота с впечатлениями, полученными от чтения
рыцарских романов, которые создавались и издавались в
огромном количестве в Испании и в Португалии на
протяжении первой половины XVI века.
Подобно ребенку. Дон Кихот считает, что если какую-нибудь вещь
назвать соответствующим именем и пожелать, чтобы она
была тем-то и ничем иным, то так оно и будет.
Так, он решает, что его мослатый жеребец, если его назвать
звучным именем Росинант, будет вполне добрым конем,
а деревенская девица Альдонса Лоренсо, названная
Дульсинеей, вполне сгодится на роль дамы его сердца,
поскольку странствующий рыцарь обязан иметь таковую.
Претворяя в жизнь свой "неписаный" рыцарский роман,
герой Сервантеса постоянно оглядывается на устав
мифического ордена странствующих рыцарей,
членом которого себя осознаёт.
В финале романа Дон Кихот возвращается домой и в
скором времени умирает.
Пройдя по извилистому пути жизни, герой смог победить
самого себя, ибо был благородным, отважным и преданным;
ибо был защитником справедливых и всегда трудных дел;
ибо никогда не выказывал привязанности к богатству и
приходил на всем нуждающимся.
Он был больше чем просто добрым человеком;
он был воплощение