"Повесть о капитане Копейкине" - неотъемлемая часть "Мертвых душ". Сам писатель придавал ей особенно большое значение, справедливо видя в ней один из наиболее важных компонентов своей поэмы. Когда "Повесть" капитане Копейкине" была запрещена цензором А. Никитенко (кстати, единственный эпизод в "Мертвых душах", не пропущенный цензурой), Гоголь с особой настойчивостью боролся за ее восстановление, не мысля своей поэмы без этой повести. Получив из цензуры рукопись "Мертвых душ", в которой "Повесть о капитане Копейкине" оказалась вычеркнутой, Гоголь с негодованием сообщал Н. Я. Прокоповичу: "Выбросили у меня целый эпизод Копейкина, для меня очень нужный, более даже, нежели думают они (т. е. цензоры. - Н. С.). Я решился не отдавать его никак. Переделал его теперь так, что уж никакая цензура не может придраться. Генералов и всё выбросил и посылаю его к Плетневу для передачи цензору" (письмо от 9 апреля 1842 г.) В письме к П. А. Плетневу от 10 апреля 1842 г. Гоголь также говорит о том значении, которое он придает эпизоду с Копейкиным: "Уничтожение Копейкина меня сильно смутило! Это одно из лучших мест в поэме, и без него - прореха, которой я ничем не в силах заплатать и зашить. Я лучше решился переделать его, чем лишиться вовсеПочему же писатель придавал такое большое значение этой вставной новелле, казалось бы внешне мало связанной со всем содержанием "Мертвых душ"? Дело в том, что "Повесть о капитане Копейкине" является в известном смысле кульминацией сатирического замысла и одним иа наиболее смелых и политически заостренных эпизодов обличительного содержания "Мертвых душ". Далеко не случайно она следует в тексте произведения за эпизодами, в которых говорится о проявлении народного недовольства, о крестьянских выступлениях против властей (убийство заседателя Дробяжкина). Историю капитана Копейкина рассказывает почтмейстер чиновникам в момент наибольшего смятения умов, вызванного слухами о покупках Чичикова. Смятение, охватившее провинциальный город, разговоры и рассказы о крестьянских волнениях, страх перед непонятными и нарушающими общественный покой поступками Чичикова - все это великолепно рисует косный и ничтожный мирок провинциального чиновничье-поместного общества, больше всего боящегося каких-либо потрясений и перемен. Поэтому и история капитана Копейкипа, ставшего разбойником в рязанских лесах, лишний раз напоминает о неблагополучии всего общественного уклада, о том подспудном кипении, которое угрожает взрывом.
Но и сама по себе история капитана Копейкина, подобно "Шинели", содержит резкую критику господствующего режима, протест против бюрократического безразличия к судьбе простого человека. Однако капитан Копейкин отличается от робкого и забитого Башмачкина тем, что пытается бороться за свои права, протестует против несправедливости, против бюрократического произвола. История капитана Копейкина широко раздвигает рамки провинциально-крепостнической действительности, которая показана в "Мертвых душах", вовлекая в круг изображения "всей Руси" столицу, высшие бюрократические сферы. Осуждение несправедливости и беззакония всей государственной системы, вплоть до царя и министров, находит здесь яркое воплощение."
Как часто Белая Сова читала Книгу мудрости (1 раз в 100 лет).
Чего больше всего боялись и не любили Хановей и Пурга? (ласкового тепла и света, солнечных лучей и зелени)
Кто олицетворял собой (представлял) тепло и свет, радость и счастье? (волшебный камень).
Как называли коренные жители Коми края свой лес (парма)?
Отчего ослеп дед Иван? (Ема выплеснула ему в лицо ядовитой зелье).
С какой бедой крестьянин к Пере? (леший Верса угнал всех коров)
Для чего коми крестьяне подвешивали щучьи зубы над дверью своей избы? (чтобы отогнать всякую нечистую силу)
Как злодейке Еме удалось проникнуть в дом к Марпиде и слепому? (колдовством, воткнула сосновые иглы между бревен и те, подчиняясь колдовству стали раздвигаться)
Какие слова были высечены на волшебном камне?
(«Чтобы зрение вернулось,
Ветку рога от оленя,
Что служил у Хановея,
Нужно сжечь на Камне жизни
И еще горячий пепел
Приложить к дрожащим векам»)
«Кто не жалеет и не любит других – сам не заслуживает любви и его самого не стоит любить». Кого имеет в виду автор А.Клейн в этой фразе? (бабу Ему, когда та провалилась в пропасть)
Что понравилось в этой повести-сказке вам, ребята?
Как вы думаете, чему учит эта повесть-сказка? (добру, милосердию, дружбе, взаимо )
Против кого и чего боролись наши герои Пера, Белая Сова, чудесный камень? (против Хановея и Пурги. Против Вэрсы и Бабы Емы. Против зла, зависти, жадности, против темных сил на Земле).
Но и сама по себе история капитана Копейкина, подобно "Шинели", содержит резкую критику господствующего режима, протест против бюрократического безразличия к судьбе простого человека. Однако капитан Копейкин отличается от робкого и забитого Башмачкина тем, что пытается бороться за свои права, протестует против несправедливости, против бюрократического произвола. История капитана Копейкина широко раздвигает рамки провинциально-крепостнической действительности, которая показана в "Мертвых душах", вовлекая в круг изображения "всей Руси" столицу, высшие бюрократические сферы. Осуждение несправедливости и беззакония всей государственной системы, вплоть до царя и министров, находит здесь яркое воплощение."
Как часто Белая Сова читала Книгу мудрости (1 раз в 100 лет).
Чего больше всего боялись и не любили Хановей и Пурга? (ласкового тепла и света, солнечных лучей и зелени)
Кто олицетворял собой (представлял) тепло и свет, радость и счастье? (волшебный камень).
Как называли коренные жители Коми края свой лес (парма)?
Отчего ослеп дед Иван? (Ема выплеснула ему в лицо ядовитой зелье).
С какой бедой крестьянин к Пере? (леший Верса угнал всех коров)
Для чего коми крестьяне подвешивали щучьи зубы над дверью своей избы? (чтобы отогнать всякую нечистую силу)
Как злодейке Еме удалось проникнуть в дом к Марпиде и слепому? (колдовством, воткнула сосновые иглы между бревен и те, подчиняясь колдовству стали раздвигаться)
Какие слова были высечены на волшебном камне?
(«Чтобы зрение вернулось,
Ветку рога от оленя,
Что служил у Хановея,
Нужно сжечь на Камне жизни
И еще горячий пепел
Приложить к дрожащим векам»)
«Кто не жалеет и не любит других – сам не заслуживает любви и его самого не стоит любить». Кого имеет в виду автор А.Клейн в этой фразе? (бабу Ему, когда та провалилась в пропасть)
Что понравилось в этой повести-сказке вам, ребята?
Как вы думаете, чему учит эта повесть-сказка? (добру, милосердию, дружбе, взаимо )
Против кого и чего боролись наши герои Пера, Белая Сова, чудесный камень? (против Хановея и Пурги. Против Вэрсы и Бабы Емы. Против зла, зависти, жадности, против темных сил на Земле).