Нечего Бога гневить, мил человек, кусок хлеба каждый день имеем. А когда мне, вот как теперь, и рюмочку удается пропустить, недугов многих ради. Сережа вон, растет, не смотри, что худой, крепкий парень будет. И упорный. Я его, Александр Иванович, лет пять назад взял «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника. Тот умер вскорости, а мальчонка остался при мне. Акробатом. Чисто работает. И Артошка роль свою знает, с чилиндром моим публику на задних лапах обходит. Артист! А знаешь, тут какая история приключилась?
Работали мы как-то на даче инженера одного, который по всей России железные дороги строит. А там мальчугашка, язвительный такой. Подавай ему собаку! И барыня ко мне: «Продай». А как продать – он нас двоих, может, кормит, поит и одевает. Еле ушли. Да рано радовались. Нашел нас дворник ихний, уговаривать стал. И того не понимает, что Арто нам как друг иль брат. Я так и сказал: «Не все продается, что покупается». Но дворник, Иуда, проследил за нами. Как нас сон сморил, он пуделя колбасой заманил, да и свел. Господа, видно, ему велели, без собаченьки нашей затейной не возвращаться.
Проснулся я, слышу, Сережа Арто зовет. Думали, прибежит, вернется. А как колбасный огрызок нашли, тут все и поняли. Сергей к мировому хотел идти, да не вышло у нас. Но вижу я, задумал он что-то большое и серьезное. Заночевали мы в Алупке в турецкой кофейне.
А под утро Артошкин радостный визг меня разбудил. Лицо мне лижет, а на шее обрывок веревки. Гляжу, Сереженька спит, в гимнастическом трико, весь в дорожной пыли. Понял я тут все: ведь он ночью за Арто от Алупки дальше Мисхора ходил - и обратно! А уж, как ему пуделя удалось забрать, сколько страху натерпелся, да чего ему это стоило, как бежали они до самого родника, он мне потом рассказал. Господь указал лазейку между каменной стеной и кипарисами и к месту привел, где стена в полтора аршина. А это разве им высота? Он же гимнаст. Бог даст, в цирк хороший поступит. А пока лето, будем и дальше всей нашей труппой ходить с моей старой шарманкой по Крыму.
Рассказ Бунина "Кавказ" заставляет задуматься читателя, кто виноват в случившейся трагедии? История запретной любви показана так, что мы видим характеры героев: легкомысленной неверной жены, решительного, но слабовольного мужа - офицера и трусливого любовника, который не показывается мужу, боясь скандала. Сюжет - любовный треугольник. В этой непростой ситуации, которая привела к трагедии, виноват каждый из героев. Жена офицера виновата в том, что прожив долгие годы со своим мужем, она не задумываясь, изменяет ему и даже не имеет мысли объяснится, поговорить, что-то решить, как жить дальше. Ей проще скрывать свои чувства и делать вид, что в семье все хорошо, ничего плохого не происходит, лишь бы муж не заметил ее настоящих чувств. Таких женщин я не уважаю. Стать предательницей и бегать от мужа к любовнику на свидания - для меня это ужасно и подло. Я никогда этого не приму и не пойму таких людей. У нее не хватило смелости признаться во всем супругу, покаяться и если уж с ним жизнь в невмоготу- расстаться. Так было бы честнее. Последствия такого предательства трагичны. Ее любовник - жалкий, пугливый человечек, который только и может прятаться в вагоне от взгляда мужа, не имеет силы духа выйти и поговорить с ним, признать свою вину, все рассказать и решить, что делать дальше. Ситуация у них безвыходная, тупиковая, выхода из нее нет- так решают герои. Они надеятся, что все встанет на свои места само собой. И усилий с их стороны не требуется. И мы видим, к чему это привело их. Муж - офицер тоже оказался слабохарактерным человеком, он смог быстро свести счеты с жизнью, так было проще и легче, чем объясняться с женой, отпустить ее и самому устраивать свою жизнь, продолжать жить. Он решает, что убить себя - это самый быстрый и легкий выхода из такой ситуации. В любой ситуации человек должен найти в себе силы жить дальше. Он - офицер, мужество и отвага должны руководить его жизнью. Читая, мы сами задаемся вопросами " Как такое могло пройзойти? Кто виноват? Убивать себя -было ли это необходимостью? ", на эти вопросы мы должны сами себе ответить. Бунин приглашает нас задуматься над ними и поразмышлять. И очень интересно он показывает характеры героев через описание природы. Мы словно чувствуем их внутренний мир, их настроение, душу, порывы. Автор прекрасно описывает удивительный и солнечный Кавказ и холодную, мрачную, дождливую Москву. Кавказ и Москва - жизнь семьи офицера в Москве и жизнь любовников на Кавказе. Бунин играет на контрасте, ярком противопоставлении чувств героев и их любви. Самая обычная история жизни одной семьи показана так, что цепляет за душу, по телу бегут "мурашки", с каждой прочитанной строкой сердце бьется все чаще и волнение нарастает, появлятся тревога за героев, за их неверные действия, за их глупые поступки, и в конце - горькой разочарование, пронзающая боль до глубины души - выстрел и смерть. Я бы посоветовала прочитать это произведение не только ученикам 8 - 9 классов, но и старшеклассникам, родителям, взрослым братьям и сестрам. Мне кажется, что на разных этапах жизни и в разные года жизни, эта история будет звучать как-то иначе, и по - новому всякий раз, чем человек старше, тем он глубже будет понимать этот рассказ и видеть в нем уже другие черты и оттенки.
Рассказ старого шарманщика.
Нечего Бога гневить, мил человек, кусок хлеба каждый день имеем. А когда мне, вот как теперь, и рюмочку удается пропустить, недугов многих ради. Сережа вон, растет, не смотри, что худой, крепкий парень будет. И упорный. Я его, Александр Иванович, лет пять назад взял «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника. Тот умер вскорости, а мальчонка остался при мне. Акробатом. Чисто работает. И Артошка роль свою знает, с чилиндром моим публику на задних лапах обходит. Артист! А знаешь, тут какая история приключилась?
Работали мы как-то на даче инженера одного, который по всей России железные дороги строит. А там мальчугашка, язвительный такой. Подавай ему собаку! И барыня ко мне: «Продай». А как продать – он нас двоих, может, кормит, поит и одевает. Еле ушли. Да рано радовались. Нашел нас дворник ихний, уговаривать стал. И того не понимает, что Арто нам как друг иль брат. Я так и сказал: «Не все продается, что покупается». Но дворник, Иуда, проследил за нами. Как нас сон сморил, он пуделя колбасой заманил, да и свел. Господа, видно, ему велели, без собаченьки нашей затейной не возвращаться.
Проснулся я, слышу, Сережа Арто зовет. Думали, прибежит, вернется. А как колбасный огрызок нашли, тут все и поняли. Сергей к мировому хотел идти, да не вышло у нас. Но вижу я, задумал он что-то большое и серьезное. Заночевали мы в Алупке в турецкой кофейне.
А под утро Артошкин радостный визг меня разбудил. Лицо мне лижет, а на шее обрывок веревки. Гляжу, Сереженька спит, в гимнастическом трико, весь в дорожной пыли. Понял я тут все: ведь он ночью за Арто от Алупки дальше Мисхора ходил - и обратно! А уж, как ему пуделя удалось забрать, сколько страху натерпелся, да чего ему это стоило, как бежали они до самого родника, он мне потом рассказал. Господь указал лазейку между каменной стеной и кипарисами и к месту привел, где стена в полтора аршина. А это разве им высота? Он же гимнаст. Бог даст, в цирк хороший поступит. А пока лето, будем и дальше всей нашей труппой ходить с моей старой шарманкой по Крыму.