Читаем и обсуждаем 1. Прочитайте сказку-притчу Антуана де Сент-Экзюпери. Что вам
показалось необычным в этом произведении?
2. Вспомните, что такое сказка. Почему автор обратился к этому
жанру?
3. Что такое посвящение и какова его функция в данном произве-
дении? Кому посвящается произведение? Кто ведёт повество-
вание?
4. Для кого написана сказка? Какова роль разговора о детском
рисунке, которым начинается повесть? Где и с какой целью этот
разговор продолжен? В чём состоит смысл противопоставления
мира взрослых и детства? Как уточняется эта тема во всту-
плении?
5. Какой приём положен в основу сюжета сказки? Как вы считаете,
это продиктовано только фольклорными традициями?
Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.