В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.
Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.
Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Киева, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой отряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.
Повествование заканчивается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для человека — это мир.
Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрелами переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.
Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.
Отечественная война и народная песняПоэзия не только "услаждает слух", она бороться и побеждать. Маяковский говорил: "Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо..." Его желание сбылось. Во время борьбы с фашизмом песня шагала в одних рядах с воинами.Впрочем, песня, музыка всегда были сильным оружием. Вспомним "Марсельезу", вспомним гимны и боевые марши. Но именно в Великой Отечественной это влияние проявилось с особенной силой.Песни военных лет можно разделить (условно) на песни боевые, грозные:Вставай, страна огромная,Вставай на смертный бойС фашистской силой темною,С проклятою ордой!И песни оптимистично-бытовые, гражданские:Расцветали яблони и груши,Поплыли туманы над рекой.Выходила на берег Катюша,На высокий берег, на крутой.И те, и другие, впрочем, пели на фронте и в тылу с одинаковой страстью:Идет солдат по городу, по незнакомой улице,И от улыбок девичьих вся улица светла!Не обижайтесь, девушки, но для солдата главное —Чтобы его далекая, любимая ждала!..Самые известные поэты и композиторы писали в те тяжелые годы песни для поддержки воинов и гражданского населения. Стоит вспомнить хотя бы "Дороги", "Огонек", "Землянку", "В лесу прифронтовом", "Вечер на рейде", "Пора в путь-дорогу". Их поют до сих пор, они по-прежнему узнаваемы и на слуху.Песни военных лет стали прекрасным "нерукотворным" памятником героизму русского народа в борьбе с фашизмом. В них соединились и горечь потерь, и гордость побед.Кроме того, о войне писали не только ее современники. Мы знаем прекрасные песни В.Высоцкого, написанные так, будто он и сам в "Штрафных батальонах" шел в атаку на немецкие дзоты. Многие поэты послевоенной поры сочиняли военно-патриотические песни. Война по нашей земли, как стоглавая гидра с ядовитой слюной, ее раны до сих пор болят в наших ветеранах, в памятниках погибшим, в Вечном огне. Прекрасная песня Е. Евтушенко — еще один такой памятник.Хотя ли русские войны?Спросите вы у тишиныНад ширью пашен и полей,И у берез, и тополей.Спросите вы у тех солдат.Что под березами лежат,И вам ответят их сыны —Хотят ли русские войны.
В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.
Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.
Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Киева, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой отряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.
Повествование заканчивается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для человека — это мир.
Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрелами переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.
Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.