1)Когда его называли Никитушкою, или Ломовым, или по полному прозвищу Никитушкою Ломовым, он улыбался широко и сладко и имел на то справедливое основание, потому что не получил от природы, а приобрел твердостью это славное между миллионами людей имя». Рахметов рос и воспитывался в деревне, в поместье отца, был дворянского звания.
2)Рахметов — один из главных героев. Ему посвящена глава «Особенный человек». Родом из знатной фамилии, известной с XIII в. Среди его предков — бояре, окольничие, генерал-аншефы и пр. Отец его в сорок лет вышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, был он деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Мать страдала от тяжелого характера отца. Автор упоминает довольно значительный доход героя (три тысячи в год, притом что на себя он тратит только четыреста), чтобы подчеркнуть его неприхотливость и аскетизм.
К моменту романного действия ему 22 года. Он студент с 16 лет, учился на естественном факультете, но почти на 3 года покидал университет, занимался поместьем, скитался по России — и сухим путем, и водою, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвез несколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своими стипендиатами. Вернувшись в Петербург, поступил на филологический. Друзья называют Р. «ригористом» и Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого бурлака) — за выдающуюся физическую силу, которую он упражнениями развил в себе. После нескольких месяцев учебы в университете Р. свел знакомство с особо умными головами вроде Кирсанова и Лопухова, стал читать по их указаниям книги.
3)Образами положительных героев романа «Что делать?» Чернышевский попытался ответить на злободневный вопрос 60-х годов XIX столетия в России: что делать для того, чтобы освободить страну от державно-крепостнического гнета? Нужна революция с участием самого народа, которую возглавят такие испытанные руководители, каким является один из главных героев книги Рахметов.
Рахметов по происхождению потомственный дворянин, формирование взглядов на жизнь и перерождение которого началось еще в ранней юности, и встреча с «новыми людьми» лишь окончательному утверждению его революционного мировоззрения. Рахметов порывает со своим классом и полностью связывает свою судьбу с судьбой народа. Чтобы испытать себя и острее почувствовать плачевное положение народных масс, глубже понять думы и чаяния трудового люда, Рахметов в одной лямке с бурлаками проходит весь путь по Волге.
Объяс Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О звуках.)
- О каких звуках нам предстоит поговорить? (О звуках весны.)
- Где их можно услышать? (В лесу, на реке, на улице.)
- Если посмотреть в окно и прислушаться...Что можно услышать? (Как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке; ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешёптываются между собой.)
- А как слышат весну писатели и поэты? И самое интересное - как они об этом рассказывают?
- Сообщение целей урока.
- Небольшое сообщение об авторе.
У Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов: о приходе весны, о птицах и зверях, о природе. И это не удивительно, потому что родился он в Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям. Давайте вместе прочитаем рассказ.
II. Работа с текстом.
- Чтение рассказа.
Звуки весны.
1) Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги.
2) Чудесно наступает предутренний час в лесу.
3) Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра.
4) Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды.
5) Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер.
6) Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички - зорянки.
8) Это тянет над утренним лесом вальдшнеп - лесной длинноклювый кулик.
9) Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.
10) В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают.
11) Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты - дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки.
12) Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (Соколов-Микитов).
- О чём вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться в лесу в предрассветный час.)
- Тема текста? (Она отражена в заглавии.)
- К какому стилю речи можно отнести этот текст? (К художественному: в тексте нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который всё это видит и слышит.)
- А к какому типу речи мы отнесём этот текст? (Это описание.)
- Какие изобразительно-выразительные средства делают это описание таким ярким? (Учащиеся находят в тексте эпитеты и метафоры.)
Эпитеты Метафора
прекрасная симфония наступает час
гаснут звёзды
весеннее утро замирают макушки деревьев
предутренний час проносится ветер
волшебная палочка ухо ловит песню
предрассветный ветер трубят журавли
знакомый звук поют жаворонки
восходящее солнце заливаются дрозды
торжественные звуки
(В первом столбце подчеркнуть проверяемые и непроверяемые корневые гласные, во втором - определить спряжение глаголов.)
- С чем автор сравнивает наступление утра? (С симфонией.)
- А вы знаете, что такое симфония?
Симфония-1. Большое музыкальное произведение для оркестра. 2. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь. (Симфония красок, симфония звуков.)
- Услышали ли вы симфонию утра?
С чего автор достиг того, что мы могли услышать симфонию? (Автор использовал музыкальные термины, изобразительно-выразительные средства, звукоподражание.)
- Прочитайте, как начинается симфония.
- Голоса каких птиц звучат в симфонии утра? (Выписать в ед.ч.И.п.)
зорянка
вальдшнеп (кулик)
глухарь
журавль
дрозд
жаворонок
А теперь выпишите те глаголы, с которых мы услышали музыку утра. (Определите время глаголов. Найдите те, которые употребляются в переносном значении.)
тянет-поет
трубят-курлычут
заливаются-поют
- Чего достигает автор, используя глаголы настоящего времени? (Мы как бы сами становимся участниками описываемых событий.)
- Какую роль в тексте играют деепричастия? (Они показывают, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом.)
- Что представляет собой деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми словами.)
- Найдите номера предложений с деепричастными оборотами. Выпишите их. Объясните знаки препинания при схем.
- Первое предложение разберите синтаксически.
- Во втором предложении выделите все изученные орфограммы.
- Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.
- Выпишите слова, которые образованы приставочным и суффиксальным Выполните морфемный разбор.
1)Когда его называли Никитушкою, или Ломовым, или по полному прозвищу Никитушкою Ломовым, он улыбался широко и сладко и имел на то справедливое основание, потому что не получил от природы, а приобрел твердостью это славное между миллионами людей имя». Рахметов рос и воспитывался в деревне, в поместье отца, был дворянского звания.
2)Рахметов — один из главных героев. Ему посвящена глава «Особенный человек». Родом из знатной фамилии, известной с XIII в. Среди его предков — бояре, окольничие, генерал-аншефы и пр. Отец его в сорок лет вышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, был он деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Мать страдала от тяжелого характера отца. Автор упоминает довольно значительный доход героя (три тысячи в год, притом что на себя он тратит только четыреста), чтобы подчеркнуть его неприхотливость и аскетизм.
К моменту романного действия ему 22 года. Он студент с 16 лет, учился на естественном факультете, но почти на 3 года покидал университет, занимался поместьем, скитался по России — и сухим путем, и водою, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвез несколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своими стипендиатами. Вернувшись в Петербург, поступил на филологический. Друзья называют Р. «ригористом» и Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого бурлака) — за выдающуюся физическую силу, которую он упражнениями развил в себе. После нескольких месяцев учебы в университете Р. свел знакомство с особо умными головами вроде Кирсанова и Лопухова, стал читать по их указаниям книги.
3)Образами положительных героев романа «Что делать?» Чернышевский попытался ответить на злободневный вопрос 60-х годов XIX столетия в России: что делать для того, чтобы освободить страну от державно-крепостнического гнета? Нужна революция с участием самого народа, которую возглавят такие испытанные руководители, каким является один из главных героев книги Рахметов.
Рахметов по происхождению потомственный дворянин, формирование взглядов на жизнь и перерождение которого началось еще в ранней юности, и встреча с «новыми людьми» лишь окончательному утверждению его революционного мировоззрения. Рахметов порывает со своим классом и полностью связывает свою судьбу с судьбой народа. Чтобы испытать себя и острее почувствовать плачевное положение народных масс, глубже понять думы и чаяния трудового люда, Рахметов в одной лямке с бурлаками проходит весь путь по Волге.
Объяснение:
надеюсь
Объяс Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О звуках.)
- О каких звуках нам предстоит поговорить? (О звуках весны.)
- Где их можно услышать? (В лесу, на реке, на улице.)
- Если посмотреть в окно и прислушаться...Что можно услышать? (Как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке; ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешёптываются между собой.)
- А как слышат весну писатели и поэты? И самое интересное - как они об этом рассказывают?
- Сообщение целей урока.
- Небольшое сообщение об авторе.
У Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов: о приходе весны, о птицах и зверях, о природе. И это не удивительно, потому что родился он в Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям. Давайте вместе прочитаем рассказ.
II. Работа с текстом.
- Чтение рассказа.
Звуки весны.
1) Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги.
2) Чудесно наступает предутренний час в лесу.
3) Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра.
4) Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды.
5) Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер.
6) Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички - зорянки.
7) Тихий, знакомый слышится звук: "Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!"
8) Это тянет над утренним лесом вальдшнеп - лесной длинноклювый кулик.
9) Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.
10) В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают.
11) Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты - дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки.
12) Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (Соколов-Микитов).
- О чём вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться в лесу в предрассветный час.)
- Тема текста? (Она отражена в заглавии.)
- К какому стилю речи можно отнести этот текст? (К художественному: в тексте нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который всё это видит и слышит.)
- А к какому типу речи мы отнесём этот текст? (Это описание.)
- Какие изобразительно-выразительные средства делают это описание таким ярким? (Учащиеся находят в тексте эпитеты и метафоры.)
Эпитеты Метафора
прекрасная симфония наступает час
гаснут звёзды
весеннее утро замирают макушки деревьев
предутренний час проносится ветер
волшебная палочка ухо ловит песню
предрассветный ветер трубят журавли
знакомый звук поют жаворонки
восходящее солнце заливаются дрозды
торжественные звуки
(В первом столбце подчеркнуть проверяемые и непроверяемые корневые гласные, во втором - определить спряжение глаголов.)
- С чем автор сравнивает наступление утра? (С симфонией.)
- А вы знаете, что такое симфония?
Симфония-1. Большое музыкальное произведение для оркестра. 2. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь. (Симфония красок, симфония звуков.)
- Услышали ли вы симфонию утра?
С чего автор достиг того, что мы могли услышать симфонию? (Автор использовал музыкальные термины, изобразительно-выразительные средства, звукоподражание.)
- Прочитайте, как начинается симфония.
- Голоса каких птиц звучат в симфонии утра? (Выписать в ед.ч.И.п.)
зорянка
вальдшнеп (кулик)
глухарь
журавль
дрозд
жаворонок
А теперь выпишите те глаголы, с которых мы услышали музыку утра. (Определите время глаголов. Найдите те, которые употребляются в переносном значении.)
тянет-поет
трубят-курлычут
заливаются-поют
- Чего достигает автор, используя глаголы настоящего времени? (Мы как бы сами становимся участниками описываемых событий.)
- Какую роль в тексте играют деепричастия? (Они показывают, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом.)
- Что представляет собой деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми словами.)
- Найдите номера предложений с деепричастными оборотами. Выпишите их. Объясните знаки препинания при схем.
- Первое предложение разберите синтаксически.
- Во втором предложении выделите все изученные орфограммы.
- Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.
- Выпишите слова, которые образованы приставочным и суффиксальным Выполните морфемный разбор.