Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно- деятельности и культуры. ч. — предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, , педагогики, медицины и др. перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определенное истолкование и осмысление. вопрос о природе (сущности) ч., его происхождении и назначении, месте ч. в мире — одна из основных проблем в философской мысли. в древней китайской, индийской, греческой философии ч. мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного "порядка" и "строя" бытия ("природы"), как "малый мир", микрокосм (демокрит) — отображение и символ вселенной, макрокосма (в свою очередь понимаемого — как живой одухотворённый организм). ч. содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм). в учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, ч., богами) оказывается подвижной (см. также карма); однако только ч. присуще стремление к "освобождению" от пут эмпирического существования с его законом кармы — сансары. согласно веданте, специфическое начало ч. составляет атман (душа, дух, "самость", субъект), тождественный по своей внутренней сущности со всеобщим духовным началом — брахманом. в философии аристотеля нашло выражение, определяющее для античной философии понимание ч. как живого существа, наделённого духом, разумом ("разумной душой", в отличие от сенситивной и вегетативной души) и способностью к общественной жизни.
Ходила по полю, да поедала рожь кобылица. И отец выслал на поле сыновей своих добрых молодцев. Первый смотрел кобылицу, да уснул, второй смотрел кобылицу, да испугался, а третий Иванушка, усмотрел кобылицу, да поймал её удавкой крепкой. Кобылица дергается, рвётся, но Иванушка держит её, и вот надо бы ему кобылице то показать где раки зимуют, но она говорит ему -Сжалься на до мной Иванушка! Я рожу тебе три коня, двух красивых можешь продать и куда угодно отдать, а третьего оставь, другом тебе будет! И Иванушка послушал кобылицу. Родила ему кобылицы коней, да ускакала, вдаль, да подаль. Решал Иванушка что с конями то делать, двух красавцев отдал царю за плату, и стал конюхом царским, а один Конёк-Горбунок, остался, стал ему другом верным ему во всём. И вот однажды, царскому конюху задание дали: Достанешь жемчужный перстень девушки, награду получишь. И тот рассказал беду Горбунку, и тот его выручил, получил награду Иванушка, и Горбунку половину отдал. Стал Иванушка с Горбунком дружить и друг-дружке
-Сжалься на до мной Иванушка! Я рожу тебе три коня, двух красивых можешь продать и куда угодно отдать, а третьего оставь, другом тебе будет! И Иванушка послушал кобылицу. Родила ему кобылицы коней, да ускакала, вдаль, да подаль. Решал Иванушка что с конями то делать, двух красавцев отдал царю за плату, и стал конюхом царским, а один Конёк-Горбунок, остался, стал ему другом верным ему во всём. И вот однажды, царскому конюху задание дали: Достанешь жемчужный перстень девушки, награду получишь. И тот рассказал беду Горбунку, и тот его выручил, получил награду Иванушка, и Горбунку половину отдал. Стал Иванушка с Горбунком дружить и друг-дружке