Автор писал, что в его комедии есть одно честное, благородное лицо – «смех». это не развлекательный смех, а грозный, как карающая сила. смеха боится даже тот, кто ничего не боится. городничий боится одного: что найдется автор, «в комедию тебя вставит», «и все будут скалить зубы и бить в ладоши». смех над бесчестными и подлыми людьми – единственное, что может исправить общество, если эти люди, боясь стать посмешищем, сумеют измениться нравственно. в это горячо верил и на это надеялся автор бессмертной комедии.
Финал «Сокровенного человека» в целом еще оптимистичен: позади для Пухова остаются и эпизоды умираний машиниста, рабочего Афонина, и призраки «шариковщины» , и угрозы в свой адрес… Он «снова увидел роскошь жизни и неистовство смелой природы» , «нечаянное в душе возвратилось к нему» . Однако эти эпизоды примирения, своего рода гармонии между героем-искателем и героем-философом (первые названия повести «Страна философов») , весьма хрупки, недолговечны. Уже через год очередной пересмешник, только более отчаявшийся, «усомнившийся Макар» , придя в Москву, верховный, управляющий город, будет взывать: «Нам сила не дорога — мы и то мелочи дома поставим — нам душа дорога… Даешь душу, раз ты изобретатель» . Это , главная, доминирующая нота во всем оркестре Платонова: «Все возможно — и удается все, но главное — сеять душу в людях» . Фома Пухов — первый из вестников этой платоновской мечты-боли.
Объяснение:
Финал «Сокровенного человека» в целом еще оптимистичен: позади для Пухова остаются и эпизоды умираний машиниста, рабочего Афонина, и призраки «шариковщины» , и угрозы в свой адрес… Он «снова увидел роскошь жизни и неистовство смелой природы» , «нечаянное в душе возвратилось к нему» . Однако эти эпизоды примирения, своего рода гармонии между героем-искателем и героем-философом (первые названия повести «Страна философов») , весьма хрупки, недолговечны. Уже через год очередной пересмешник, только более отчаявшийся, «усомнившийся Макар» , придя в Москву, верховный, управляющий город, будет взывать: «Нам сила не дорога — мы и то мелочи дома поставим — нам душа дорога… Даешь душу, раз ты изобретатель» . Это , главная, доминирующая нота во всем оркестре Платонова: «Все возможно — и удается все, но главное — сеять душу в людях» . Фома Пухов — первый из вестников этой платоновской мечты-боли.