Антон Павлович Чехов много рассказов посвятил жизни простых людей, никому не известных, незаметных и несчастных. Одно из таких глубоких и печальных произведений — «Ванька» — рассказ о трагической судьбе крестьянского мальчика.
Ванька Жуков — девятилетний сирота, отданный в ученики городскому сапожнику. С первых строчек произведения мы понимаем, что Ванька несчастлив. Он с тоской вспоминает деда Константина Макарыча, единственного близкого человека, родную деревню, то время, когда мать его была жива, служила горничной У господ, и он жил вместе с ней в барском доме. Барышня Ольга Игнатьевна «кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль». Когда же мать умерла, Ваньку выставили из господского дома в людскую кухню, где ютился его дед, а потом спровадили в Москву.
В ночь под Рождество, воспользовавшись тем, что хозяева ушли в церковь, мальчик пишет деду письмо, в котором умоляет: « … увези меня отсюда, а то помру». Ванька согласен на всё, лишь бы дед забрал его домой («если что, то секи меня как сидорову козу»), И обещает за это заботиться о нём, когда вырастет. Жизнь мальчика невыносима: хозяева бьют его, почти не кормят, заставляют выполнять непосильную работу. Ванька пишет: «А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают».
Ванька — любознательный и наблюдательный мальчик, он пишет деду о том, что его поразило в Москве больше всего: о лесках с самыми разными рыболовными крючками, дорогих ружьях, изобильных мясных лавках.
Когда читаешь в конце рассказа о том, как Ванька сунул своё письмо в почтовый ящик, а потом уснул, убаюканный сладкими надеждами, становится очень грустно. Ведь ясно, что письмо с адресом «На деревню дедушке» никогда не дойдёт до адресата и мальчик по-прежнему будет маяться у чужих людей. Его жизнь не изменится, а может быть, станет ещё хуже. Трагическая судьба маленького мальчика-сироты никого не оставляет равнодушным. Она вызывает жалость и сочувствие
Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин, сыграл огромную роль в духовном и нравственном развитии поэта. Лицей в Царском Селе был открыт в 1811 году и предназначался для подготовки высших государственных чиновников. Созданный по замыслу образованного и умного министра Михаила Сперанского, он был по-настоящему передовым учебным заведением. Пра - 86 вом поступления в лицей пользовались дети только дворянского сословия. При поступлении претенденты на обучение в лицее сдавали обширный экзамен, состоящий из экзаменов по словесности, истории, географии, иностранным языкам, математике и пр. Экзамен проходил в кабинете министра просвещения России графа Разумовского. Из 36 поступающих было отобрано 30 подростков, в числе которых был и Пушкин.
современное слово "лицей" произошло из древнегреческого "лукейон", что означает - "зал Светоносного" или "зал Аполлона" (поскольку "Светоносный" - эпитет бога Аполлона) . Лицей – греческое слово, название рощи при храме Аполлона (бог искусства) близ Афин, где преподавал Аристотель; впоследствии в Европе так стали называть учебное заведение. И вот в 1811 году и в России учебное заведение назвали Лицей. Слово “лицеист” появилось только в 1843 году, когда Лицей перевели в Петербург. Сокурсники А. С. Пушкина называли себя “лицеискими”. Лицей -уже не школа, но и ещё не вуз!
Ванька Жуков — девятилетний сирота, отданный в ученики городскому сапожнику. С первых строчек произведения мы понимаем, что Ванька несчастлив. Он с тоской вспоминает деда Константина Макарыча, единственного близкого человека, родную деревню, то время, когда мать его была жива, служила горничной У господ, и он жил вместе с ней в барском доме. Барышня Ольга Игнатьевна «кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль». Когда же мать умерла, Ваньку выставили из господского дома в людскую кухню, где ютился его дед, а потом спровадили в Москву.
В ночь под Рождество, воспользовавшись тем, что хозяева ушли в церковь, мальчик пишет деду письмо, в котором умоляет: « … увези меня отсюда, а то помру». Ванька согласен на всё, лишь бы дед забрал его домой («если что, то секи меня как сидорову козу»), И обещает за это заботиться о нём, когда вырастет. Жизнь мальчика невыносима: хозяева бьют его, почти не кормят, заставляют выполнять непосильную работу. Ванька пишет: «А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают».
Ванька — любознательный и наблюдательный мальчик, он пишет деду о том, что его поразило в Москве больше всего: о лесках с самыми разными рыболовными крючками, дорогих ружьях, изобильных мясных лавках.
Когда читаешь в конце рассказа о том, как Ванька сунул своё письмо в почтовый ящик, а потом уснул, убаюканный сладкими надеждами, становится очень грустно. Ведь ясно, что письмо с адресом «На деревню дедушке» никогда не дойдёт до адресата и мальчик по-прежнему будет маяться у чужих людей. Его жизнь не изменится, а может быть, станет ещё хуже. Трагическая судьба маленького мальчика-сироты никого не оставляет равнодушным. Она вызывает жалость и сочувствие
современное слово "лицей" произошло из древнегреческого "лукейон", что означает - "зал Светоносного" или "зал Аполлона" (поскольку "Светоносный" - эпитет бога Аполлона) .
Лицей – греческое слово, название рощи при храме Аполлона (бог искусства) близ Афин, где преподавал Аристотель; впоследствии в Европе так стали называть учебное заведение. И вот в 1811 году и в России учебное заведение назвали Лицей. Слово “лицеист” появилось только в 1843 году, когда Лицей перевели в Петербург. Сокурсники А. С. Пушкина называли себя “лицеискими”.
Лицей -уже не школа, но и ещё не вуз!