1)"роняет лес багряный свой убор" 2)"печален я: со мною друга нет , ". 3)" ещё кого не досчитались вы? ". 4)"он тихо спит" 5)"и стой поры в морях твоя дорога ". 6)"ты нас одних в младой душе носил ". 7)"куда бы нас не бросила судьбина ". 8)"но горек был небратский их ". 9)"о пущин мой, ты первый посетил". 10)" нам разный путь судьбой назначен строгой ". 11)" и бодро я судьбу благословил". 12)"ты гений свой воспитывал в тиши". 13)"опомнимся — но поздно глядим назад ,следов не видя там " 14)"промчится год , и с вами снова я ". 15)"благослови: да лицей ! ". 16) " ура, наш царь ! так ! выпьем за царя". 17)"мы ближемся к началу своему ..". 18)"как ныне я, затворник ваш опальный."
Рубеж 19 и 20 вв. в рус. литературе – время зарождения и становления новых художественных систем, появление которых вызвано кардинальными сдвигами в мироощущении, радикальным переосмыслением взаимоотношений человека и мира. Небольшой по протяжённости отрезок времени оказался насыщенным событиями эпохального масштаба (войны, революции), что наложило особую печать на эстетическое сознание и лит. творчество. Смещаются ориентиры и ценности, казавшиеся незыблемыми: социально-исторический оптимизм, вера в рациональное научное знание и, вместе с тем, в вечные начала народной жизни нередко подвергаются теперь сомнению, уступая место индивидуализму, тяготению к иррациональному, эсхатологическим настроениям. Напряжённый поиск эстетических идеалов, соответствующих новому мироощущению, приводит к появлению многочисленных литературных школ, групп и направлений.Понятие «Серебряный век», возникшее в кон. 19 в. применительно к поэтам той поры (от Н.А. Некрасова до А .А. Фета и Я.П. Полонского), стало со временем одним из традиционных определений литературы кон. 19 – нач. 20 вв. В этом термине, при всей его условности, ясно прочитываются два осн. значения: идея внутренней целостности, завершённости данного лит. периода и качественная его оценка, мысль о новом расцвете русской литературы в 1890–1910-е гг.
РеализмРазвитие рус. реализма в кон. 1880-х и в 1890-х гг. связано, в первую очередь, с поздними произведениями Л.Н. Толстого. После пережитого им на рубеже 1870–80-х гг. духовного перелома писатель осознавал необходимость более активного вторжения литературы в жизнь, усиления «учительного» начала творчества. В таких произведениях, как ставшая знаменитой ещё до опубликования «Крейцерова соната» (1887–89, опубл. в 1891), «Дьявол» (1889–90, опубл. в 1911), «Отец Сергий» (1890– 1898, опубл. в 1912) и др. поднимались острейшие вопросы пола, брака, любви, нравственных основ жизни. Усиливался публицистический пафос толстовской прозы, явственно присутствующий в романе «Воскресение» (1889–99), драме «Живой труп» (1900, опубл. в 1911), повести «Хаджи-Мурат» (1896– 1904, опубл. в 1912), рассказе «После бала» (1903, опубл. в 1911) и в др. произведениях. Поиски новых возможностей реалистического творчества отразились и в жанрово-повествовательной структуре поздних произведений Л .Н. Толстого: возник новый для рус. литературы тип романа – социальная панорама (в «Воскресении»); родилась (в повестях «Хаджи-Мурат», «Фальшивый купон», 1902–04, опубл. в 1911) новая жанровая форма – «конспективная эпопея» (П.В. Палиевский); новая, более явная мера присутствия личности автора в произведении проявилась в сближении речи героя и авторской речи.
Рубеж 19 и 20 вв. в рус. литературе – время зарождения и становления новых художественных систем, появление которых вызвано кардинальными сдвигами в мироощущении, радикальным переосмыслением взаимоотношений человека и мира. Небольшой по протяжённости отрезок времени оказался насыщенным событиями эпохального масштаба (войны, революции), что наложило особую печать на эстетическое сознание и лит. творчество. Смещаются ориентиры и ценности, казавшиеся незыблемыми: социально-исторический оптимизм, вера в рациональное научное знание и, вместе с тем, в вечные начала народной жизни нередко подвергаются теперь сомнению, уступая место индивидуализму, тяготению к иррациональному, эсхатологическим настроениям. Напряжённый поиск эстетических идеалов, соответствующих новому мироощущению, приводит к появлению многочисленных литературных школ, групп и направлений.Понятие «Серебряный век», возникшее в кон. 19 в. применительно к поэтам той поры (от Н.А. Некрасова до А .А. Фета и Я.П. Полонского), стало со временем одним из традиционных определений литературы кон. 19 – нач. 20 вв. В этом термине, при всей его условности, ясно прочитываются два осн. значения: идея внутренней целостности, завершённости данного лит. периода и качественная его оценка, мысль о новом расцвете русской литературы в 1890–1910-е гг.
РеализмРазвитие рус. реализма в кон. 1880-х и в 1890-х гг. связано, в первую очередь, с поздними произведениями Л.Н. Толстого. После пережитого им на рубеже 1870–80-х гг. духовного перелома писатель осознавал необходимость более активного вторжения литературы в жизнь, усиления «учительного» начала творчества. В таких произведениях, как ставшая знаменитой ещё до опубликования «Крейцерова соната» (1887–89, опубл. в 1891), «Дьявол» (1889–90, опубл. в 1911), «Отец Сергий» (1890– 1898, опубл. в 1912) и др. поднимались острейшие вопросы пола, брака, любви, нравственных основ жизни. Усиливался публицистический пафос толстовской прозы, явственно присутствующий в романе «Воскресение» (1889–99), драме «Живой труп» (1900, опубл. в 1911), повести «Хаджи-Мурат» (1896– 1904, опубл. в 1912), рассказе «После бала» (1903, опубл. в 1911) и в др. произведениях. Поиски новых возможностей реалистического творчества отразились и в жанрово-повествовательной структуре поздних произведений Л .Н. Толстого: возник новый для рус. литературы тип романа – социальная панорама (в «Воскресении»); родилась (в повестях «Хаджи-Мурат», «Фальшивый купон», 1902–04, опубл. в 1911) новая жанровая форма – «конспективная эпопея» (П.В. Палиевский); новая, более явная мера присутствия личности автора в произведении проявилась в сближении речи героя и авторской речи.