На предложение Пугачева поступить к нему на службу Гринев после минутного колебания отвечает решительным отказом. “Голова моя в твоей власти, – сказал он Пугачеву: – отпустишь меня казнишь – бог тебе судья”. Прямота и искренность Гринева понравились Пугачеву и расположили к нему великодушного вождя восставшего народа. Однако не всегда долг побеждал в душе Гринева. Его поведение в Оренбурге определяется не долгом офицера, а чувством любви к Маше Мироновой. Нарушив военную дисциплину, он самовольно отправляется в Белогорскую крепость любимую девушку. И только освободив ее, притом при Пугачева, он снова возвращается в армию, вступив в отряд Зурина. Петр Гринев разделяет дворянскую точку зрения на крестьянское восстание. Он видит в нем “бунт бессмысленный и беспощадный”, а в Пугачеве – разбойника. В сцене, когда он требует денег у Савельича для уплаты проигрыша Зурину, он ведет себя кк помещик-крепостник. Но по своей натуре Гринев человек мягкий и добрый. Он справедлив и признается самому себе в своем легкомыслии. Чувствуя себя виноватым перед Савельичем, он просит у него прощения, дает слово впредь слушаться своего дядьки. Гринев любит Савельича. С риском для своей жизни он пытается выручить Савельича, когда тот попал в руки пугачевцев Бердской слободы. Гринев доверчив и плохо разбирается в людях такого типа, как Швабрин. Искреннюю и глубокую любовь питает Гринев к Маше. Его тянет к простой и хорошей семье Мироновых. Несмотря на дворянское предубеждение против Пугачева, он видит в нем умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот. “Зачем не сказать истины? – пишет Гринев в своих записках. – В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал ему голову... ”Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано. Из изображенных в романе представителей дворянства он единственное положительное лицо, хотя и остается по своим взглядам и убеждениям сыном своего времени и своего класса.
А такое развитие событий вообще характерно для русских сказок, былин и пр. Пушкин же старался следовать этой традиции в своих произведениях. Вспомните, как обошёлся князь Салтан с "ткачихой, поварихой, сватьей бабой-бабарихой", после того, как его попросила помиловать всех жена, которой больше всего от них и досталось. "Я для радости такой отпускаю всех домой." Раз добро победило зло и справедливость восторжествовала, надо проявить милость к побеждённым. Тоже самое и в "Руслане и Людмиле". Все живы, Людмила и Руслан вместе, Фарлаф признался и раскаялся в "мрачном злодействе", а Черномор же без бороды - просто посмешище. Можно догадаться, в качестве кого "Лишенный силы чародейства, Был принят карла во дворец..." И не забывайте, что тот, кто мог бы его казнить, кому он нанёс смертельную обиду, перед кем жалко отказывался от Людмилы в обмен на жизнь, сам его помиловал, победив в бою.