«Пинская шляхта» — это озорная, смешная и, одновременно, познавательная история на тему жизни местного белорусского дворянства. В ней рассказывается о надменных мелких шляхтичах, которые по своему материальному положению и образу жизни ненамного отличаются от крестьян. Но, несмотря на это, они для себя считают величайшим оскорблением, если их кто-то называет «мужиками». И при этом они панически боятся начальства, тех, кто имеет над ними власть.
Два обедневших, но гордых пинских шляхтича, Тихон Протосовицкий и Иван Тюхай-Липский, «пьяные завелись и подрались с собой из-за шляхетства», так как второй назвал первого «мужиком». Ссора родителей грозит браку влюблённых детей — дочери Протасовицкого Марии и сына Тюхай-Липского Гришки. Куторга, шестидесятилетний «кавалер», хочет жениться на 17-летней Марии, а за это готов «криво» свидетельствовать в пользу Тихона Протасовицкого. На разбор дела приезжает становой пристав Крючков, и всё кончается благополучно: шляхтичи мирятся, а детей благословляют на брак. Тем не менее, Крючков и его писарь Писулькин обирают население, а напоследок ссорят двух других шляхтичей, чтобы снова приехать на суд и получить взятку.
В пьесе В. Дунин-Марцинкевич высмеивает царский суд, бюрократизм и взяточничество чиновников, которые сами нарушают все возможные законы и выносят абсурдные приговорыСтановой пристав Крючков, которого полещуки называют «Светлейшая Корона» (это обращение официально применялся только в отношении монарха), пишет и тут же читает и постановления, и решение суда, обращаясь и к царским указам, и к законам Устава Великого княжества Литовского.
В пьесе раскрываются проблемы родителей и детей, а также царской судейской бюрократии. Писатель очень едко высмеивает царский суд, он смеется над гордыней провинциальной знати, для которой ценностью кажется не доброта, человеческая порядочность, благородство души и достоинство, а суеверная честь, принадлежность к определенному сословию. В пьесе читатель чувствует острый социальный конфликт. Ощущается острое и смелое разоблачение отрицательных явлений, которые автор пытается нам передать. И читая это произведение, мы понимаем, что он не снимается быстрой искусственной победой добра над злом, что наблюдалось ранее , в прежних произведениях В. Дунина-Марцинкевича. Чувствуется, что это будет долгий и серьезный конфликт сословий.
«Пинская шляхта» — это озорная, смешная и, одновременно, познавательная история на тему жизни местного белорусского дворянства. В ней рассказывается о надменных мелких шляхтичах, которые по своему материальному положению и образу жизни ненамного отличаются от крестьян. Но, несмотря на это, они для себя считают величайшим оскорблением, если их кто-то называет «мужиками». И при этом они панически боятся начальства, тех, кто имеет над ними власть.
Два обедневших, но гордых пинских шляхтича, Тихон Протосовицкий и Иван Тюхай-Липский, «пьяные завелись и подрались с собой из-за шляхетства», так как второй назвал первого «мужиком». Ссора родителей грозит браку влюблённых детей — дочери Протасовицкого Марии и сына Тюхай-Липского Гришки. Куторга, шестидесятилетний «кавалер», хочет жениться на 17-летней Марии, а за это готов «криво» свидетельствовать в пользу Тихона Протасовицкого. На разбор дела приезжает становой пристав Крючков, и всё кончается благополучно: шляхтичи мирятся, а детей благословляют на брак. Тем не менее, Крючков и его писарь Писулькин обирают население, а напоследок ссорят двух других шляхтичей, чтобы снова приехать на суд и получить взятку.
В пьесе В. Дунин-Марцинкевич высмеивает царский суд, бюрократизм и взяточничество чиновников, которые сами нарушают все возможные законы и выносят абсурдные приговорыСтановой пристав Крючков, которого полещуки называют «Светлейшая Корона» (это обращение официально применялся только в отношении монарха), пишет и тут же читает и постановления, и решение суда, обращаясь и к царским указам, и к законам Устава Великого княжества Литовского.
Объяснение:
Участник Знаний
В пьесе раскрываются проблемы родителей и детей, а также царской судейской бюрократии. Писатель очень едко высмеивает царский суд, он смеется над гордыней провинциальной знати, для которой ценностью кажется не доброта, человеческая порядочность, благородство души и достоинство, а суеверная честь, принадлежность к определенному сословию. В пьесе читатель чувствует острый социальный конфликт. Ощущается острое и смелое разоблачение отрицательных явлений, которые автор пытается нам передать. И читая это произведение, мы понимаем, что он не снимается быстрой искусственной победой добра над злом, что наблюдалось ранее , в прежних произведениях В. Дунина-Марцинкевича. Чувствуется, что это будет долгий и серьезный конфликт сословий.