Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Образ авантюриста Остапа Бендера неотделим от его афористичной, изобилующей остротами речи. Парадоксальность высказываний лорда Генри в «Портрете Дориана Грея» - отражение его ума, неординарности, образованности и цинизма. Из современных писателей к мастерам речевых характеристик можно отнести Бориса Акунина. Первая глава романа «Ф.М.», написанная от лица уголовника, резко контрастирует с тем утонченным литературным стилем, к которому привык читатель фандоринского цикла:
Двоим сесть, так нельзя и гресть.
Двоим за нужду влезть, и то ни стать, ни сесть (Крылов) .
В большом углу сами живем, а печь да полати внаем отдаем.
И тесен дом, да просторен он.
Не просторно, да дворно. Дворно, да не просторно.
В тесноте люди живут. Где тесно, там и ложись.
В тесноте люди живут, а на просторе волка гоняют.
В тесноте люди песни поют, на просторе волки воют.
Лучше жить в тесноте, чем в обиде (чем в лихоте) .
Места много, а привалиться негде.
Ьместе — тесно, розно — тошно (скучно) .
*1е изоймет теснота, не изняла бы (не одолела бы) лихота.
Не теснота губит (теснит) , а лихота.
Ли тесно, так и Kvonua KVDHIIV С насести сталкивает.
Киселю да царю всегда место есть.
Кому тесно, а нам будет место.
Коли тесно, так подвинься (насмешка) .
На каждого вора много простора.