ответ: В 1828 году А.С. Пушкин написал поэму «Полтава», в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально- политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр Первый, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из данных героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А.С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России — Полтавского боя.
Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения: Петра I и Карла XII, Александр Сергеевич особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он — само действие:
...Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами...
Полную противоположность Петру представляет шведский король — Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не чувствует необходимости в победе, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля — Карла XII и непосредственного самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения — русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для
2) ЭПИТЕТЫ: прекрасный (день); с самого раннего (утра); ясно (небо); утренняя (заря); кроткий (румянец); не огнистое, не раскаленное, не тускло-багровое, светлое и приветно лучезарное (солнце); знойная (засуха); узкая и длинная (тучка); лиловый (туман); верхний, тонкий (край); растянутое (облачко); кованое (серебро); играющие (лучи); могучее (светило); трогательная (кротость) и т. д.
3) ГИПЕРБОЛЫ: бесконечно разлившаяся (река)
4) СРАВНЕНИЯ: блеск их подобен блеску кованого серебра; поднимается, словно взлетая; подобно островам; так же лазурны, как небо; черноватые и неопределенные, как дым; так же спокойно, как взошло; как бережно несомая свечка; гуляют высокими белыми столбами...
ответ: В 1828 году А.С. Пушкин написал поэму «Полтава», в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально- политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр Первый, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из данных героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А.С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России — Полтавского боя.
Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения: Петра I и Карла XII, Александр Сергеевич особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он — само действие:
...Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами...
Полную противоположность Петру представляет шведский король — Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не чувствует необходимости в победе, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля — Карла XII и непосредственного самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения — русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для
1) МЕТАФОРЫ: играющие лучи; прозрачные рукава; ложатся клубами; лежит печать кротости; вихри гуляют;
2) ЭПИТЕТЫ: прекрасный (день); с самого раннего (утра); ясно (небо); утренняя (заря); кроткий (румянец); не огнистое, не раскаленное, не тускло-багровое, светлое и приветно лучезарное (солнце); знойная (засуха); узкая и длинная (тучка); лиловый (туман); верхний, тонкий (край); растянутое (облачко); кованое (серебро); играющие (лучи); могучее (светило); трогательная (кротость) и т. д.
3) ГИПЕРБОЛЫ: бесконечно разлившаяся (река)
4) СРАВНЕНИЯ: блеск их подобен блеску кованого серебра; поднимается, словно взлетая; подобно островам; так же лазурны, как небо; черноватые и неопределенные, как дым; так же спокойно, как взошло; как бережно несомая свечка; гуляют высокими белыми столбами...
5) ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: пылает пожаром; разливается румянцем; солнце всплывает; край засверкает; хлынули лучи; алое сиянье стоит; затеплится звезда; ветер разгоняет, раздвигает...