всём многообразии типов, выведенных в жизнь народа поэме, её главным героем является народ, - в поэме правдиво изооражая тягостное положение, думы и чаяния народных масс, некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым
с негодованием рисует некрасов таких холопов: в главе «счастливые»
положение народа с предельной отчётливостью рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели. они - «временно обязанные», «подтянутой губернии, уезда терпигорева, пустопорожней волости, из смежных деревень - заплатова, дырявина, разутова, знобишина, горелова, неелова, неурожайка тож».
странствуя в поисках счастливого человека, мужики проходят через испуганную, подстреленную и безграмотную губернии, встречаются с жителями деревень: босово, адовщина, столбняки, дымоглотово, наготино и т. п. эти названия говорят сами за себя.
на многих страницах поэмы изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. деревни - «селенья незавидные, что ни изба - с подпоркою, как нищий с костылём; а с крыш солома скормлена скоту». у мужиков «запасы скудные», на крестьянских полях «всходы бедные», на которые «невесело глядеть». немудрено, что целые селения «на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут».
мужицкое «счастье», с горечью восклицает поэт, «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями! » счастливых среди крестьян нет.
жизнь народа красноречиво обрисована в песнях «барщинная», «солдатская»
реформа 1861 г. не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
добра ты, царска грамота.
да не про нас ты писана-
как и прежде, крестьяне - люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». изменилось только то, что теперь их «вместо барина драть будет волостной».
безмерны народные страдания. тяжёлый, изнурительный труд не спасает от вечной нищеты, от угрозы голодной смерти. но «почва добрая душа народа », и как ни страшна крестьянская жизнь, она не убила в народе лучших человеческих черт: трудолюбия, отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, ненависти к угнетателям и готовности к борьбе с ними.
всём многообразии типов, выведенных в жизнь народа поэме, её главным героем является народ, - в поэме правдиво изооражая тягостное положение, думы и чаяния народных масс, некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым
с негодованием рисует некрасов таких холопов: в главе «счастливые»
положение народа с предельной отчётливостью рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели. они - «временно обязанные», «подтянутой губернии, уезда терпигорева, пустопорожней волости, из смежных деревень - заплатова, дырявина, разутова, знобишина, горелова, неелова, неурожайка тож».
странствуя в поисках счастливого человека, мужики проходят через испуганную, подстреленную и безграмотную губернии, встречаются с жителями деревень: босово, адовщина, столбняки, дымоглотово, наготино и т. п. эти названия говорят сами за себя.
на многих страницах поэмы изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. деревни - «селенья незавидные, что ни изба - с подпоркою, как нищий с костылём; а с крыш солома скормлена скоту». у мужиков «запасы скудные», на крестьянских полях «всходы бедные», на которые «невесело глядеть». немудрено, что целые селения «на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут».
мужицкое «счастье», с горечью восклицает поэт, «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями! » счастливых среди крестьян нет.
жизнь народа красноречиво обрисована в песнях «барщинная», «солдатская»
реформа 1861 г. не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
добра ты, царска грамота.
да не про нас ты писана-
как и прежде, крестьяне - люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». изменилось только то, что теперь их «вместо барина драть будет волостной».
безмерны народные страдания. тяжёлый, изнурительный труд не спасает от вечной нищеты, от угрозы голодной смерти. но «почва добрая душа народа », и как ни страшна крестьянская жизнь, она не убила в народе лучших человеческих черт: трудолюбия, отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, ненависти к угнетателям и готовности к борьбе с ними.