В главе “Счастливые” все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье. В их жалкой жизни даже крохотная удача уже кажется счастьем. Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке. Этот рассказ о Ермиле Гирине продвигает действие эпопеи вперед, знаменует более высокий уровень народного представления о счастье. Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Давалось бы, он имеет “все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет”. Но в критическую минуту жизни Ермил этим счастьем жертвует ради правды народной и попадает в острог.
Иван Васильевич влюблен, поэтому у него такое настроение. На балу отец Вареньки - замечательный отец, любящий свою дочь. Иван Впсильевич обращает внимание на обувь отца - она очень стара, хотя Варенька ходит в новой красивой одежде. После бала же отец становится самим собой - немилосердным, несправедливым, в какой-то степени злым. Поэтому на балу Ивану Васильевичу он очень понравился, он испытывает к нему уважение и доброту. Но всю жизнь Ивана изменил случай - не в то время, не в том месте. Он присутствовал на наказании татарина, которого наказывал отец Вареньки. Он был уже другим - немилосердным, жестоким, ужасным. И это - его истинное лицо
В главе “Счастливые” все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье. В их жалкой жизни даже крохотная удача уже кажется счастьем. Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке. Этот рассказ о Ермиле Гирине продвигает действие эпопеи вперед, знаменует более высокий уровень народного представления о счастье. Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Давалось бы, он имеет “все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет”. Но в критическую минуту жизни Ермил этим счастьем жертвует ради правды народной и попадает в острог.