«Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина
1) В рассказах В.М.Шукшина портрет героя дан лишь отдельными чертами в ходе повествования, а порой автор и не пишет о его внешности, облик героя возникает из слов и действий. Выпишите из текста ключевые слова, воссоздающие черты портрета и характера героя.
2) Одна из главных тем творчества Шукшина – тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. В рассказах Шукшина велика роль второго плана и подтекста, детали, насыщенной психологическим содержанием.
Выпишите из текста психологические детали, свидетельствующие о несовершенстве человеческих отношений по образцу. «Чудик уважал городских людей. Не всех, правда: хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался».
3) Каков смысл названия рассказа? Продолжите фразу.
Чудик – это не только «чудачество», но и…
4) Почему главный герой рассказа чаще всего встречает непонимание окружающих?
Объяснение:
Печорина, который «высушил ей сердце». Она терпит это, прячет свою любовь от своего очередного мужа, мучается ревностью. Единственное ее утешение - то, что любимый холост.
Одновременно, Вера - умная женщина. Она единственная, кто поняла Печорина таким, какой он есть, со всеми его хитростями, страстями и пороками, и тем не менее, продолжает любить. Вера больна и знает, что жить ей, видимо, осталось недолго. Она говорит, что разум подсказывает ей ненавидеть Печорина, однако она, наоборот, тянется к нему и благодарна ему за все минуты, проведенные вместе.
Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Под этим Вера имеет в виду радость жизни, а не какие-то выгоды (она замужем по расчету, за немолодым человеком, ради благополучия сына). «Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, все слезы и надежды…». Вера хочет ответной жертвы, и страдает оттого, что знает: от Печорина она никаких жертв не дождется:
«Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…»
Чувство любви не приносит Вере истинной радости: для нее любовь – море страданий. Упреки, ревность, самоунижение:
«Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»
«Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»