ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА «Краски и звуки в лирике Фета» Название стихотворения Краски Звуки 1.«Ель рукавом мне тропинку завесила...» 2.«Ещё майская ночь» 3.«Учись у них - у дуба, у природы...»
Последние стихотворение (Октябрь 1912) из первой большой книги стихов "Громокипящий кубок" (1913). Первые его строки, не смотря на самоиронию, стали удобной мишенью для критики и пародистов. В последующих строках Северянин развивает тему "поэта и толпы" и противопоставляет себя "толпе холопов". В «Эпилоге» автор бравурен, резок, сочетает язык века XX, неологизмы с ярко выделяющейся и не менее экспрессивной старославянской лексикой. А по сути «Эпилог» — одно из стихотворений, посвященных теме «Поэт и толпа» и связанных единым пафосным началом. Только в «Эпилоге» все подчеркнуто гротескно, эмоционально, экспрессивно и эпатажно. За смешивание в любых соотношениях лиризма и иронии Северянина достаточно сильно и часто критиковали, так как немногие могли различить, где у него была ирония, где лиризм, где высмеивание пошлости, а где сама пошлость. Этот талантливый поэт мог смело бросить вызов обществу, воспевая "ананасы в шампанском" и провозглашая себя гением: Я, гений Игорь Северянин , Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! Но все это было только маской, за которой скрывалось совсем другое лицо. На самом деле в стихотворениях Северянина звучит тревога о людях, о судьбе России. "Упоение" победой в " Эпилоге " только поверхностное. В конце стихотворения есть такие строчки: В ненастный день взойдет, как солнце, моя вселенская душа. Это не очередная самопохвала автора, нет, этим он показывает не что иное, как "всемирность" своей души, поэт ощущает себя равным миру и не скрывает своего чувства.
Это молодые офицеры, служащие в Белогорской крепости. Они оба дворяне и близки по возрасту. Вначале Швабрин произвёл на Петра неплохое впечатление: «Он был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен». Однако друзьями они не стали. Первой причиной раздора стала Маша Миронова, капитанская дочь. Швабрин сразу замечает их «взаимную склонность и старается отвлечь их друг от друга». Оскорбляя Машу, он приводит Гринёва в негодование и провоцирует дуэль. Подлым образом он выигрывает в ней и едва не убивает соперника. Но благодаря Маше и её родителям Петр быстро выздоравливает. Алексей продолжает мстить и пишет донос родителям Гринева. Швабрин постоянно совершает низкие поступки. Но самым подлым и бесчестным его поступком оказывается переход на сторону врага из страха за свою задницу во время осады крепости. Петр – человек, преданный долгу и чести – выбирает виселицу, но не предательство. Его выручает некогда подаренный Пугачеву в знак благодарности заячий тулуп. Позднее в разговоре с Пугачевым открытость и честность Гринева опять ему жизнь. Он твёрдо отказывается от предложения перейти на сторону врага и, кроме того, даже не даёт обещания не служить против него. Емельяна поражают упрямство и искренность молодого дворянина, и он отпускает Гринева. У Швабрина же нет никаких нравственных принципов. Он презирает Пугачева и в то же время унижается перед ним. «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака». Эпиграф к повести: «Береги честь смолоду» говорит обо всем. Гринев сохранил свою честь и верность долгу. «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести», - сказал он Пугачеву. А Швабрин нарушил и дворянский, и человеческий долг.
В «Эпилоге» автор бравурен, резок, сочетает язык века XX, неологизмы с ярко выделяющейся и не менее экспрессивной старославянской лексикой. А по сути «Эпилог» — одно из стихотворений, посвященных теме «Поэт и толпа» и связанных единым пафосным началом. Только в «Эпилоге» все подчеркнуто гротескно, эмоционально, экспрессивно и эпатажно.
За смешивание в любых соотношениях лиризма и иронии Северянина достаточно сильно и часто критиковали, так как немногие могли различить, где у него была ирония, где лиризм, где высмеивание пошлости, а где сама пошлость. Этот талантливый поэт мог смело бросить вызов обществу, воспевая "ананасы в шампанском" и провозглашая себя гением:
Я, гений Игорь Северянин ,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
Но все это было только маской, за которой скрывалось совсем другое лицо. На самом деле в стихотворениях Северянина звучит тревога о людях, о судьбе России. "Упоение" победой в " Эпилоге " только поверхностное. В конце стихотворения есть такие строчки:
В ненастный день взойдет, как солнце,
моя вселенская душа.
Это не очередная самопохвала автора, нет, этим он показывает не что иное, как "всемирность" своей души, поэт ощущает себя равным миру и не скрывает своего чувства.