Поиски счастья — основная тема многих произведений русских писателей Весьма своеобразно рассказано об этом в переработанных Бажовым преданиях уральских мастеров Уральцы не приняли официального, чуждого им Бога, лицемерную и агрессивную политику византийских "святош". Их языческие поклонения были гораздо ближе простому народу.
Например, Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей.
Детали красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. "Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо —на месте не посидит... Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь".
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во впадения Хозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Вот как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: "Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — "Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей... Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила".
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу — в этом они видят истинное счастье.
Непрост путь к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать по бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня: "А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня А камень-то какой! Первый камень! " Не приносит удовлетворения и копирование дурман-цветка.
Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в учение к опытному мастеру. "Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему". Успех приносит тонкая ювелирная обработка простого материала — змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота "хрупкой веточки" передана в его изделии: "В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись".
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что недорог материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя: "Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающи, те узнавали ее".
Историческое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история "Ермаковы лебеди" дает уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. Она насыщена местными поверьями, одно из них — о неприкосновенности лебедей, якобы когда-то указавших богатые ископаемыми места.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов.
Сказка о царевиче. В некотором царстве,в некотором государстве жил-был царь.У него было три сына.Ещё у него была любимая жена.Но она внезапно заболела. Призвал царь к себе сыновей и говорит:"Ваша мать тяжело заболела,а лекарство можно добыть только в три девятом царстве.Кто первым принесёт лекарство,тому сразу полцарства отдам!" Собрались братья искать это тридевятое царство,так как было неизвестно,где оно находится.Старший сын к гадалке пошёл.Средний сын сам на кофейной гуще гадать стал.А младший царевич сел на вороного коня и помчался,куда глаза глядят. Заехал он в тёмный лес,а там избушка на курьих ножках стоит.Царевич попросил её вежливо:"Милая избушка встань к лесу задом,а ко мне передом!"Избушка повернулась,и он вошёл.А это была избушка Бабы Яги. Возвращается она с прогулки и видит,что у неё гость сидит.Баба Яга стала спрашивать царевича,что ему надобно у неё.Он рассказал,что ищет тридевятое царство,а там лекарство для матери есть. Баба Яга подумала и говорит:" я тебе,царевич! Ведь дороже матери никого нет! Но и ты мою выполни.Есть у меня внучка Аринка.Красавица,умница,но нет у неё жениха.Дай слово,что женишься на ней ,тогда " Царевич дал слово. Указала Баба Яга дорогу в тридевятое царство.Сел царевич на своего коня и помчался.Ехал он туда три дня и три ночи,но доехал Пришёл он к царю тридевятого царства и рассказал свою историю.Царь велел принести нужное лекарство и отдал его царевичу.Но царь попросил за это отдать ему коня.У них в царстве таких коней не было.Отдал коня царевич и пошёл назад. Идёт и думает,что долго пешком идти придётся.Вдруг что-то пронеслось у него над головой.Посмотрел он и увидел,что это Баба Яга на своей ступе летит.Она приземлилась,посадила царевича с собой в ступу.Прилетели они в тёмный лес,зашли в избушку на курьих ножках. А там уж их внучка Аринка поджидает.Она была очень красивая и умная. Волосы русые в косы заплетены,глаза синие-синие,а губы алые,на щеках румянец горит.Посмотрел не неё царевич и сразу влюбился.Баба Яга говорит:"Ну что,царевич,женишься на моей Аринке?" Царевич ответил:"Приедем во дворец и там свадьбу сыграем!" Баба Яга,царевич,Аринка быстро долетели на ступе до его царства. Царь бы очень рад,что младший сын привёз лекарство.Дали его царице,и она быстро выздоровела. А старший и младший сыновья так дороги в тридевятое царство и не нашли.Домой ни с чем возвратились. Царь устроил большой пир в честь свадьбы младшего сына.Там были и старший сын,и средний сын,и Баба Яга. Я на том пиру был,мёд-пиво пил,по усам текло,а в рот не попало. Вот и сказке конец,а кто слушал-молодец!
Например, Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей.
Детали красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. "Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо —на месте не посидит... Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь".
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во впадения Хозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Вот как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: "Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — "Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей... Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила".
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу — в этом они видят истинное счастье.
Непрост путь к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать по бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня: "А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня А камень-то какой! Первый камень! " Не приносит удовлетворения и копирование дурман-цветка.
Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в учение к опытному мастеру. "Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему". Успех приносит тонкая ювелирная обработка простого материала — змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота "хрупкой веточки" передана в его изделии: "В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись".
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что недорог материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя: "Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающи, те узнавали ее".
Историческое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история "Ермаковы лебеди" дает уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. Она насыщена местными поверьями, одно из них — о неприкосновенности лебедей, якобы когда-то указавших богатые ископаемыми места.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов.
В некотором царстве,в некотором государстве жил-был царь.У него было три сына.Ещё у него была любимая жена.Но она внезапно заболела.
Призвал царь к себе сыновей и говорит:"Ваша мать тяжело заболела,а лекарство можно добыть только в три девятом царстве.Кто первым принесёт лекарство,тому сразу полцарства отдам!"
Собрались братья искать это тридевятое царство,так как было неизвестно,где оно находится.Старший сын к гадалке пошёл.Средний сын сам на кофейной гуще гадать стал.А младший царевич сел на вороного коня и помчался,куда глаза глядят.
Заехал он в тёмный лес,а там избушка на курьих ножках стоит.Царевич попросил её вежливо:"Милая избушка встань к лесу задом,а ко мне передом!"Избушка повернулась,и он вошёл.А это была избушка Бабы Яги.
Возвращается она с прогулки и видит,что у неё гость сидит.Баба Яга стала спрашивать царевича,что ему надобно у неё.Он рассказал,что ищет тридевятое царство,а там лекарство для матери есть.
Баба Яга подумала и говорит:" я тебе,царевич! Ведь дороже матери никого нет! Но и ты мою выполни.Есть у меня внучка Аринка.Красавица,умница,но нет у неё жениха.Дай слово,что женишься на ней ,тогда " Царевич дал слово.
Указала Баба Яга дорогу в тридевятое царство.Сел царевич на своего коня и помчался.Ехал он туда три дня и три ночи,но доехал Пришёл он к царю тридевятого царства и рассказал свою историю.Царь велел принести нужное лекарство и отдал его царевичу.Но царь попросил за это отдать ему коня.У них в царстве таких коней не было.Отдал коня царевич и пошёл назад.
Идёт и думает,что долго пешком идти придётся.Вдруг что-то пронеслось у него над головой.Посмотрел он и увидел,что это Баба Яга на своей ступе летит.Она приземлилась,посадила царевича с собой в ступу.Прилетели они в тёмный лес,зашли в избушку на курьих ножках.
А там уж их внучка Аринка поджидает.Она была очень красивая и умная.
Волосы русые в косы заплетены,глаза синие-синие,а губы алые,на щеках румянец горит.Посмотрел не неё царевич и сразу влюбился.Баба Яга говорит:"Ну что,царевич,женишься на моей Аринке?" Царевич ответил:"Приедем во дворец и там свадьбу сыграем!"
Баба Яга,царевич,Аринка быстро долетели на ступе до его царства.
Царь бы очень рад,что младший сын привёз лекарство.Дали его царице,и она быстро выздоровела.
А старший и младший сыновья так дороги в тридевятое царство и не нашли.Домой ни с чем возвратились.
Царь устроил большой пир в честь свадьбы младшего сына.Там были и
старший сын,и средний сын,и Баба Яга.
Я на том пиру был,мёд-пиво пил,по усам текло,а в рот не попало.
Вот и сказке конец,а кто слушал-молодец!